Систематическая работа детей в уголках природы и на участках

Людмила Басова
Систематическая работа детей в уголках природы и на участках

Уважаемые коллеги! Очень хочется поделиться с Вами о нашей с ребятами работе, как мы привыкли с Вами говорить о труде в природе. Свою работу мы начали еще в начале года с уголка природы.

У детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, опрыскивание и др.) были для детей источником радости.

Систематическая работа детей в уголках природы и на участках

В уголок природы мы поместили комнатные растения с широкими листьями, которые легко мыть, обильно цветущие (примулы, бегонию и др.). Детей постепенно приучали поливать растения, выращивать овес, сажать лук, сеять крупные семена цветов, протирать большие листья цветов и цветочные горшки.

Обучение детей уходу за растениями мы начали с процесса полива, с усвоения детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Мы учили ребенка отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне.

Обучение приемам выполнения работы лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев (например, фикуса, лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть, чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала- вода, расправить ее; положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».

Растения моем теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится грязной.

Возвращаясь с прогулки, мы старались чаще обращать внимание детей на окна: «Нравятся вам растения? Мы все вместе мыли», чтобы вызвать у них удовлетворение от проделанной работы.

В начале ребятам мы давали однородную работу: все обмывают листья, либо поливают растения, либо сеют семена. Разные задания отвлекают детей, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимо от того, что делают остальные. Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков овса.

Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю.

Работа эта удобна тем, что се результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с тем у детей появляется представление о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

С марта мы с детьми сажали лук. Маленькие дети иногда слишком много выливают воды в одно место, в результате чего семена всплывают, портятся. Следует объяснить, что лук надо поливать по всей коробочке, нельзя на луковицу лить воду; поливать надо осторожно, лить воду понемногу, при этом наблюдать, как она впитывается. Это воспитывает сосредоточенность и затормаживает их поспешные действия.

Каждый день дети подбегали и наблюдали за изменениями в горшочках. В один из дней мы срезали лук и угостили в обед всех детей. Это было настоящим удовольствием для малышей.

Трудовые занятия по посевам проводятся и на участке. Весной мы предложили детям посадить лук на грядках. Это вызвало у детей эмоциональный подъем. Каждому хотелось принимать участие.

Впоследствии, дети наблюдали и сами принимали участие в выпалывании сорняков. Постепенно дети начинают приглядываться к окружающей природе: гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная; радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему, трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просто спрашивают, что это?

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. Сажая рассаду цветов на участке мы заметили, как дети стремятся делать любую работу (поливать, засыпать и даже украшать участок). В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Из пластмассовых бутылок мы сделали «ежиков» и вместе с детьми засеяли овсом.

На большом белом ведре мы нарисовали мордашку и засадили цветами. Дети активно включились в работу. Нам приходилось только четко распределять обязанности (ведь все дети хотят принимать участие: одни насыпали землю в емкости, другие- сеяли семена; кто-то поливал).

Теперь, когда мы приходим на свой участок, малыши спрашивают: что мы сегодня будем делать: «поливать или сажать?» Или что еще нового мы сделаем на своем участке? Таким образом, родилась идея украсить и веранду. Над столом висят разнообразные личики – портреты. Это психологический тренинг для детей. Ребенок выбирает себе такую картинку, каким,по его мнению, было у него настроение. В основном это улыбки! Не было ни одного случая, чтобы ребенок выбрал личико, которое плачет.

Энергия детей передается и нам, взрослым, поэтому каждый день хочется создавать новое! Родители тоже присоединились к нам! Желание облагородить участок привело к тому, что у нас есть ферма:

Теперь мы играя наблюдаем за ветром:

Перед входом на участок Вас всегда встретят сказочные гномики:

Приходите к нам в гости!

Публикации по теме:

Дерево из бисера для ангела-хранителя моей крошки.Дерево из бисера для ангела-хранителя моей крошки. Сегодня 27 марта 2013 года. На улице сыро, прохладно и пасмурно очень хочется тепла и солнца. Решили выставить еще одну работу из бисера.

Игра «Времена года»Игра «Времена года» Предлагаю вашему вниманию игру, которую можно использовать как в индивидуальной работе, так и при работе с небольшими группами. Цель игры:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Систематическая работа детей в уголках природы и на участках
Опубликовано: 19 мая 2013 в 00:06
+35
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению клумбы ко Дню рождения нашего города.
Мастер-класс по изготовлению клумбы ко Дню рождения нашего города. Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, города Апатиты,...
Рамки «Геометрические фигуры»
Сегодня хочу представить Вашему вниманию рамки с геометрическими фигурами. Это пособие для детей среднего дошкольного возраста. Несмотря на свою простоту оно...
Мастер-класс аппликации «Божья коровка».
Вот такую аппликацию «Божьей коровки» предлагаю сделать вместе с детьми в детском саду. Возраст изготовления аппликации детьми может быть, как в младшей...
Сказка «Бусы для Иринки»
Хочу представить Вашему вниманию еще одну мою познавательную сказку. Буду рада, если кому-то пригодится для работы! Мои сказки небольшие по объему, поэтому...
Мастер-класс «Вертолет для папы» (фоторамка)
Приближается праздник "День защитника Отечества". Как и многие воспитатели детских садов, я задумалась о поделке- подарке для пап своих воспитанников....