Сказка, про белую соль

Анна Голуб
Сказка, про белую соль

Непосредственно образовательная деятельность

Сказка, про белую соль

Старший дошкольный возраст

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Педагог: Голуб Анна Юрьевна, педагогический стажи - 26 лет, первая квалификационная категория

г. Хабаровск, МАДОУ 49

Цель: Знакомство со свойствами соли.

Задачи:

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем выпаривания, бывают разные виды соли);

Сформулировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать познавательный интерес.

Оборудование: разные виды соли, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, ложечки, спринцовка, стеклянная колба для кипячения. Прозрачная колба, проволочка. Кусочки овощей свежих и соленых. Иллюстрации. Слайды.

Ход:

- Расскажу я вам, ребята, сказку, про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море боря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли не ели.

Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван, вздумалось ему посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку. Взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы.

Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. Позволил король солью торговать.

- А как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Соль – природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская.

На столе воспитателя в четырех емкостях находится соль (крупного и мелкого помола, морская, йодированная).

- Можете ли вы определить какая соль находиться в этих емкостях? Постарайтесь описать, как вы определили качества соли (предположения детей).

Воспитатель предлагает описать свойства вещества (белое, сыпучее, не имеет запаха, крупинки блестят, твердые на ощупь, легкие).

Загадка:

В воде родиться, а воды боится?

Какая нота и продукт называются одинаково?

Белый камень из горы всегда стоит на столе,

Кто его не ест - тот вкуса не знает.

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

Опыт 1.

Воспитатель предлагает детям растворить соль в воде. Дети выполняют работу самостоятельно. Определяют, что вещество полностью растворилось в воде, вода свет и запах не изменила, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

Вкус воды – ото льда, а вкус пищи от соли

- Как вы, думаете, для чего человеку нужна соль? (для приготовления пищи, засолки овощей и т. д.)

Соль в жизни людей всегда была важным продуктом. Без соли многие продукты непереносимо безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом.

д/игра «узнай по вкусу»

Детям предлагаются кусочки свежих и соленых овощей для определения их вкусовых качеств.

Соль не жалей, так и есть веселей

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали

И на месте побежали.

- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить.

Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого – ни будь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах. В древней Персии из каменной соли население строило дома из соляных глыб (показ иллюстраций).

- Чем отличается пресная вода от морской?

- Можно ли добыть соль из морской воды? Как это сделать?

Опыт 2.

Эксперимент проводит воспитатель.

Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагреть эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?

Дать возможность детям убедиться, в том, что это соль, дав попробовать.

Соль добывали из морской воды. Ее проводили в специально вырытые небольшие бассейны, под воздействием горячих солнечных лучей, вода испарялась, соль оседала на дно.

Рассмотреть иллюстрации.

Вывод:

Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить); соль бывает разная.

Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст.

Физминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

слайды о сталактитах

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Терапевтическое воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Опыт 3.

Приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время появятся кристаллы.

Предложить понаблюдать в течение нескольких дней (выращивание соляных кристаллов).

Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Нетрадиционная техника рисования: рисование солью «Ну, погоди!»Нетрадиционная техника рисования: рисование солью «Ну, погоди!» Рисование солью можно представить в в двух вариантах: первый соль красим гуашью заранее, а потом на заготовленный заранее рисунок наносим.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка, про белую соль
Опубликовано: 13 января 2013 в 09:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...