Получи документы

Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду

Оксана Пушкарева
Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду

У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватить бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливостии дара воображения, и предвидения.

С. Я. Маршак

Публикация «Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду» размещена в разделах

Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. В этом возрасте особенно развиваются особенности и разносторонние способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, так необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

«Усилия работников ДОУ сегодня особенно направлены на оздоровление ребенка-дошкольника. Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку условия, возможность сохранения здоровья, а также, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.

Один из видов здоровьесберегающих технологий - сказкотерапия, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, учить их выстраивать взаимоотношения между людьми и усваивать необходимые модели поведения. Испокон веков народная мудрость передавалась из поколения в поколение именно через фольклор, в том числе и через сказки. Сказка – любимый жанр детей. Она нужна и интересна им, пока они маленькие. Сказка дает первые уроки доброты, начальные представления о прекрасном и безобразном. Герой может изменяться, превращаясь из слабого в сильного, из злого в доброго. Таким образом, ребенок улавливает перспективы дальнейшего развития.

С помощью сказки взрослый может решать многие проблемы ребенка: снижать уровень застенчивости, бороться со страхами и капризами, развивать волю и смелость, воспитывать нравственные качества, потому что дети любят подражать любимым героям, быть похожими на них. Им всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях именно в игровой форме. Играть в сказку – это не только развлечение. В процессе сказочной игры дети также развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление, они учатся общаться друг с другом, с окружающими. Разыгрывая сказку, ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т. е. развивается еще и двигательная активность. Сказки помогают детям преодолевать тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Не случайно сегодня сказки используются педагогами, психологами, родителями. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя вдруг душа приобретает непривычные качества и свойства.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о добрых и злых поступках, о жадности и т. д. Сказки можно просто рассказывать, обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыку – это очень нравится детям, делает совместную деятельность еще привлекательнее. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.

«Проводить занятия сказкотерапии можно, используя различные методы и приемы:

- рассказывание сказок (рассказывание от 3 лица, групповое рассказывание);

- сочинение сказок (сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности);

- постановка (разыгрывание) сказки;

- сказочная имидж-терапия (надевая костюм, ребенок начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу);

- сказочное рисование (все сказки, сюжеты, героев можно рисовать, эти рисунки помогают выявить внутренний мир ребенка);

- медитации на сказку (под музыку рассказывается сказка, дети находятся в сидячем или лежачем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия, гармонии внутреннего состояния)». [4]

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Постепенно они раскрепощаются, становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе, которого задействованы все компоненты здоровья детей

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Энкаустика как один из видов нетрадиционного рисованияЭнкаустика как один из видов нетрадиционного рисования Добрый день, уважаемые коллеги) Сегодня я хочу рассказать о своём увлечении. Около двух лет назад, на бескрайних просторах интернета,.

Фотоотчёт «Один зимний день из жизни в детском саду»Фотоотчёт «Один зимний день из жизни в детском саду» Зима – поистине сказочное время года. Чудесные праздники, невероятная снежная погода, с метелями и вьюгами, морозными деньками. Волшебный.

Фотоотчёт «Один день в детском саду»Фотоотчёт «Один день в детском саду» Фотоотчёт "Один день в детском саду" в средней группе "Пчёлка" Утром,до завтрака у нас в группе,дети очень любят играть в конструкторы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду
Опубликовано: 28 марта 2024 в 23:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД