МААМ-картинки

Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста

Мартын Хачатурян
Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия — это метод современной психотерапии, возникший на стыке педагогической науки и психологии, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В данной работе рассматриваются особенности применения сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста, принципы и приемы работы со сказкой, основные виды сказок применяемых при проведении социально-эмоциональной коррекции личности ребенка. Цель психотерапевтической работы со сказкой - помочь в разрешении внутреннего конфликта, повысить самооценку, снизить тревожность, помочь ребенку в психотравмирующей ситуации.

Публикация «Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Содержание

2.1. Введение

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

2.2. Общие принципы работы со сказкой

Ценность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Легкость восприятия сказки ребенком поясняется тем, что в этом возрасте (до 10-12 годов) у детей преобладает работа правого участка мозга, поэтому ценная информация должна передается через яркие образы. Во время сказкотерапии дети учатся создавать словесные образы; придумывая их, малыши увеличивают свой образный потенциал и развивают творческое воображение, тем самым, их внутренний мир становится богаче и интереснее, ведь так дети учатся формулировать и выражать свое мнение.

Разговаривая с ребенком языком сказки через аналогии и метафоры, мы не только создаем образы, но и обнаруживаем негативные чувства ребенка в виде сказочных образов. Постепенно меняем этот негатив на позитив - и переживания ребенка во время этого преобразования тоже меняются, ведь обязательным условием остается счастливое окончание сказки. В сказке ребенок примеряет разные модели поведения. Чем больше моделей он проигрывает, тем разнообразнее и полнее будут его взаимоотношения с другими. Комбинируя различные методы сказкотерапии, можно помогать ребенку прожить много ситуаций, с аналогами которые он встретит во взрослой жизни. Это, в свою очередь, расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с социумом.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

2.3. Основные приемы работы со сказкой

Сознание - осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо? Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки.

Многозначность - понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе.

Связь с реальностью - осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок. Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях).

Основные приемы работы со сказкой :

Рассказывание сказок - прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лисичка, Баба Яга или Василиса Премудрая.

Анализ сказок – цель анализа это осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом детям предлагают ответить на вопрос:

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

- Кто из героев больше всего понравился и почему?

- Почему герой сделал так, а не иначе?

- Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке?

- Что было бы, если бы в сказке были положительные или отрицательные герои и т. д. ?

Такая форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Постановка сказок с помощью кукол - работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.

2.4. Виды сказок

Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Концепция комплексной сказкотерапии строится на пяти видах сказок :

- художественные;

- дидактические;

- психокоррекционные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Художественные сказки – к ним относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существует две большие группы художественных сказок : народные и авторские.

Народные сказки несут очень важные идеи:

1. Мир вокруг нас - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и вдумчивого отношение к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями, рукотворными вещами.

2. Оживленные объекты окружающей среды способны действовать самостоятельно, они имеют право на личную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Понимание добра и зла, вера в победу добра. Такая идея важна для поддержания и роста, формирования стремления к лучшему.

3. Самое ценное достигается через испытания, а то, что досталось даром, может быстро исчезнуть. Эта идея важна для формирования целеустремленности и терпения.

4. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или поставленными задачами самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Указанные философские идеи можно обсуждать с детьми.

Наша жизнь многогранна, поэтому есть множество разновидностей народных сказок :

- сказки о животных;

- бытовые сказки;

- страшные сказки;

- волшебные сказки.

Авторские художественные сказки более образные, нежели народные. Если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбираем авторскую сказку.

Дидактические сказки – эти сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т. д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки :

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

4. Герой начинает искать выход. Или начинают углублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может видеть последствия своих действий - и это подталкивает его к изменениям. Герой может встречать существ, попавших в похожую ситуацию, и смотреть, как они решают проблему. Он встречает фигуру психолога - мудрого наставника, который объясняет ему смысл того, что происходит. Наша задача: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти положительный смысл того, что происходит. Все увиденное в правильном свете является благом - это мудрость, которую хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок плохо себя ведет, если:

Хочет привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, позитивных способов привлечения внимания.

Хочет управлять ситуацией, взрослыми, ровесниками. При этом в психокоррекционные сказки может быть предложена положительная модель выявления лидерских качеств: хороший способ прежде всего заботится о своих друзьях.

Хочет за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки поддерживают главного героя, предлагают пути преодоления страха.

У ребенка не сформировано чувство меры. У этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая прочитанное. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Даже если ребенок не выявила восторга по поводу сказки, она все-таки заденет его душу, и через некоторое время поведение ребенка изменится.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть его с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста. Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем события, которые могут с ним случиться. Наша задача - помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в происходящем. Если необходимо, показать, что даже тяжелые неоднозначные события могут стать благом для развития души и роста силы духа; дать возможность отследить незаметные нюансы ситуации, понять смысл полученного урока.

В зависимости от ситуации и цели, которая стоит перед нами, мы можем обсуждать сказки, давая ребенку время на самостоятельные размышления. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативные сказки – они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок :

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим - психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять.

2.5. Заключение

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Сказка развивает воображение ребёнка, учит свободно, не страшась опасностей, импровизировать, даёт ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

3. Список использованных источников и литературы

1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. - М. : Генезис, 2011.

2. Защиринская, О. В. Сказкотерапия в работе психолога : учебно-методическое пособие – СПб: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. – 134 с.

3. Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб. : Речь,2003. - 146с.

4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М. : Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.

5. Строгова Н. А. : Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов – М. : ВЛАДОС, 2018г.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Цель самообразования: повышение компетенции в вопросах использования.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 10:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД