Получи документы

Правила для руководства при работе со скороговорками

Татьяна Кудинова
Правила для руководства при работе со скороговорками

• Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольника, особенно имеющие нарушения речи, так того требует само название «скороговорка».

• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие!

Работу следует начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

• Обязательно объяснять ребёнку значение непонятных слов.

Публикация «Правила для руководства при работе со скороговорками» размещена в разделах

• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Скороговорки используются как эффективное средство для развития чёткой дикции, фонематического слуха (звуковая ткань многих скороговорок составляют акустические близкие звуки, речевого дыхания, качества речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы.

Скороговорка особенно эффективна, если её проговаривать несколько раз. Короткую скороговорку можно повторить целиком, например: «Мам, мёду б нам!» или «Купи пику пик!». Вот как можно обыграть эти скороговорки.

Представьте что вы медвежата, вы проголодались и просите есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам!». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций). Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ещё раз.

Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот весёлый кузнец… День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца… Славный богатырь Добрыня достал кошелёк. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик!». Изобрази радостного кузнеца.

В длинных скороговорках логичнее повторить только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево).

Ныряла да выныривала, ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз,

Да и не вынырнула (удручённо развести руки в стороны).

Шалила потому и не вынырнула.

Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой).

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением,

Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала,

Да не выболтала (разочарованно).

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением,

Лакал… да не вылакал.

Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие технические приё мы:

• Проговаривать скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.

• Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч из руки в руку.

• Научить ребёнка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример. Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я говорю и прохлопаю скороговорку : «У пенька опять пять опят: х хХ хХ Х хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок)». Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса.

А теперь быстрее и с голосом.

• Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный мяч на каждый ударный.

• На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щётке («У ёлке иголки колки)». Руки попеременно менять.

• Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит чёткой дикции.

У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение: «Егоркины скороговорки»

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелёске перепёл перепёлку перепел!

Мышь шуршит у шалаша

Векше шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина. Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятёрки!

Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми по пожарной безопасности «Очень-очень важные правила»Фотоотчет о работе с детьми по пожарной безопасности «Очень-очень важные правила» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Фотоотчет о проведении спортивного развлечения по ПДД с детьми средних групп «Правила дорожные — правила надежные»Фотоотчет о проведении спортивного развлечения по ПДД с детьми средних групп «Правила дорожные — правила надежные» Ребёнок учиться ходить, и постепенно рамки его мира раздвигаются. Из квартиры он выходит в родной двор, а оттуда на улицу, где его подстерегают.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Космонавты» в младшей группе Цель: Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Обучение уборке игрушек» Программное содержание: приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Совместный труд с дворником по уборке участка» Программное содержание: Познакомить с трудом дворника. Воспитывать уважение к его труду, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Правила для руководства при работе со скороговорками
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД