Папки-передвижки

Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».

Светлана Юрьевна Школьная
Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».

Разработала:

Воспитатель МБДОУ №29 г. Азова Школьная С. Ю.

Программное содержание:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, использовать мотивы русских народных сказок в игровой деятельности, продолжать осваивать навыки разговор-ной речи, закреплять усвоение звуковой системы языка, овладевать основными граммати-ческими формами, накапливать активный и пассивный словарный запас, закрепить навыки апплицирования в коллективной работе, воспитывать любовь к родной русской природе.

Публикация «Словесные и дидактические игры в развитии речи детей, По мотивам сказки „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах

Материал и оборудование: Раздевалка – оформлена под темный дремучий лес: на окнах и дверях темные шторы, посредине ярко-оранжевая штора на полу/огненный ру-чей/на ней стоят скамейки/мостик/, на двери в умывальнике бумажная штора темного цве-та, разрезанная на полоски, на ней закреплены буквы /с, з, ц, ш, щ, р, п/.

В умывальнике: сказочный камень с тремя надписями:

«Направо пойдешь – горшок найдешь»,

«Прямо пойдешь – конфетку возьмешь»,

«Налево пойдешь – в сказку попадешь».

В групповой комнате: сказочный волшебный лес, картинки лесных птиц, дикая яб-лонька с наливными красными яблочками и одним золотым.

Русская печь с румяным колобком.

Молочная река, кисельные берега /из голубых и белых штор/.

Грибная тропинка /макеты несъедобных и съедобных грибов/.

Листы зеленого ватмана для фона, тарелочки с нарезанными цветами, листьями сердцевинками, лепестками, клеящие карандаши для каждого ребенка.

На плафонах цветные красочные крупные макеты гусей – лебедей.

Магнитофонная запись голосов птиц.

Корзинка с угощением для детей /апельсины и яблоки/.

Большой обруч и 20-30 маленьких колечек для русской народной подвижной игры «Солнышко».

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки – Машеньки, мальчики - Ива-нушки.

Дети-первоклассники: матушка и батюшка.

ХОД непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель рассказывает детям начало русской народной сказки: «Гуси-лебеди».

«Жили-были отец и мать. И были у них старшая дочка Машенька да младший сынок Иванушка. Собрались однажды отец с матерью в город на базар, а Машеньке наказывали за братцем присматривать, из дома никуда не уходить. Уехали батюшка с матушкой, а брат с сестрицей непослушные были, любопытные, наказ родительский забыли и сами отправи-лись в лес…

Дети! А вы иногда бываете такими вот Машеньками и Иванушками?

Дети: Да, бываем.

Воспитатель: И ходите одни в лес?

Дети: Ходим.

Воспитатель: Ну, тогда пойдем…

Дети и воспитатель заходят в старый дремучий лес. В лесу темно, сумрачно и таин-ственно. Слышны только голоса птиц, шорох валежника и шум ручья.

Воспитатель: А какие лесные деревья вы знаете?

Дети: Лиственные и хвойные.

Воспитатель: Назовите лиственные и хвойные деревья.

Дети: Дуб, береза, рябина, ива, клен, ясень, черемуха, ель, сосна.

Воспитатель проводит дидактические игры «Кто где живет?», «Назови детенышей диких животных».

Воспитатель: Слышите дети, шум валежника? Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Дети: Это, наверно медведь.

Воспитатель: А где живет медведь зимой? А как зовут маму в семействе медведей? А детенышей?

Дети: Зимой медведь спит в берлоге. Мама медведица, а детеныши медвежата.

Аналогичные вопросы и ответы о животных леса – волке, лисе, зайце, белке, еже.

Воспитатель: Посмотрите, дети, а вот и лесной ручей. Только он почему-то огнен-ный. Как же нам через него перебраться?

Дети: А вот мостик через ручей.

Воспитатель: Правильно. Но сначала надо миновать огненную дугу. Давайте осто-рожно подлезем в дугу сначала правым боком, пройдем друг за другом по этому мостику, а вылезем левым боком. Старайтесь не упасть в огненную воду, а то пропадем. Дети вы-полняют задание.

1-й ребенок: Как опасно и темно в этом лесу. Где солнце, свет полянка?

2-й ребенок: Вот справа светло. Только здесь какие-то странные стволы деревьев с буквами.

Воспитатель: А кто из вас знает буквы?

Воспитатель показывает буквы, а дети называют букву и звук. Воспитатель предла-гает детям назвать с заданными звуками знакомые чистоговорки.

«СА-СА-СА- в лесу бегает лиса…».

Правильно проговорив одну чистоговорку каждый ребенок проходит через препят-ствие.

Дети и воспитатель вышли на лесную просеку, по которой идет дорога. На дороге лежит камень. На нем надписи: «Направо пойдешь – горшок каши найдешь. Прямо пой-дешь – конфетку возьмешь. Налево пойдешь – в сказку войдешь».

Воспитатель предлагает умеющим читать детям, прочесть надписи на необычном камне. Дети читают и выбирают дорогу налево, в сказку. Путь в сказочный лес указывает яркая касочная стрела. Путешественники открывают дверь и попадают в волшебный лес. При входе в лес много чудесной зелени: деревьев, цветов, травки, слышны пение и щебет птиц, звенит веселый ручеек, много света, солнца, тепла. Дети обрадовались, улыбаются, что наконец-то выбрались из дремучего леса.

Воспитатель: Дети, как чудесно в этом лесу. А что вам здесь нравится.

Дети: Птицы поют, цветы цветут, солнышко светит.

Воспитатель: А как вы думаете, какое же это время года в лесу?

Дети: Весна, май месяц.

Воспитатель: Верно. А какое бывает солнышко весной?

Дети: Теплое, ласковое, мягкое, яркое, красивое, доброе, долгожданное.

Воспитатель проводит словесную игру «Подбери слова по смыслу» (подбор прила-гательных к существительным: солнышко, ветерок игривый, проворный, быстрый, разго-ворчивый, неожиданный, цветок – красивый, душистый, нежный, большой, маленький, па-хучий, птичка – голосистая, смешная, чудесная, пушистая, живая, веселая, озорная, ма-ленькая, крошечная).

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

Дети: Скворцы, дятлы, щеглы, воробьи, голуби, снегири, жаворонки, вороны, соро-ки, кукушки.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько нужного и полезного знаете о живом мире.

А теперь давайте полюбуемся чудесной весенней природой, подышим свежим воз-духом. Дети и воспитатель на минутку закрывают глаза и замирают. Вдруг звучит тревож-ная громкая музыка. Путешественники в растерянности оглядываются по сторонам, не по-нимая в чем дело. Кто-то из детей поднимает голову к небу (с плафонов свисают огромные фигуры сказочных персонажей гусей-лебедей) и восклицает:

«Гуси-лебеди!» Дети испуганно жмутся друг к другу и воспитателю. Воспитатель предлагает детям спрятаться от гусей – лебедей под лесной яблонькой.

Дети: Яблонька, матушка, спрячь нас от гусей-лебедей.

Яблонька: /отвечает им человечьим голосом/ Прячьтесь быстрее под мою крону, но обязательно сорвите мое золотое яблочко и выполните задание.

Дети и воспитатель быстро вбегают под крону дерева /присаживаются под импрови-зированным деревом на коврике/. Один ребенок срывает золотое яблоко, а взрослый читает задание.

Воспитатель: Поиграйте в игру «Скажи наоборот».

Воспитатель называет существительные и прилагательные, а дети говорят их проти-воположное значение.

Воспитатель выглядывает из-под яблоньки и говорит: «Кажется, гуси-лебеди улете-ли. Посмотрите дети, какая интересная грибная тропинка. Давайте соберем съедобные грибы в наше лукошко. Только лукошко у нас необычное, а волшебное. Оно возьмет съе-добные грибы только у тех детей, которые смогут, название гриба разделить на части».

Проводится речевая игра «Раздели слова на части».

Съедобные грибы: белый гриб, подосиновик, лисички, маслята, сыроежка, груздь, опенок, рыжик, подберезовик.

Ядовитые грибы: ложноопенок серно-желтый, мухомор красный, сатанинский гриб, бледная поганка.

Снова звучит громкая тревожная музыка. Все поднимают головы вверх и с возгла-сами «Гуси-лебеди!» устремляются к русской печке: «Печка-матушка, укрой нас от гусей-лебедей!».

Печка: «Поиграйте с моим румяным колобком, тогда и спрячу.

Дети и воспитатель играют в словесную игру «Один – много».

Воспитатель: Дети! Как хорошо мы с вами потрудились и гуси-лебеди улетели. А теперь давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Солнышко».

Играющие образуют круг. В центре круга – «солнышко» - большой желтый обруч. Вокруг разбросаны маленькие колечки. Участники игры идут по кругу, приговаривая сло-ва:

«Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!».

Мы колечки соберем,

Золоченные возьмем.

Покатаем, поиграем,

И тебе назад вернем!».

После этих слов дети разбегаются по группе, собирая маленькие колечки в большой обруч.

Снова детский возглас: «Гуси – лебеди!» Дети и воспитатель бегут к молочной реке: «речка-матушка спрячь нас от гусей-лебедей».

Дети садятся под бережок и выполняют аппликацию «Весенний лужок».

Воспитатель: Дети! Какой красивый весенний луг у нас получился. Вы все стара-лись.

А вот и родители с базара вернулись. Гостинцев всем вам привезли.

Родители: раздают детям фрукты.

ЧИСТОГОВОРКИ.

1. ЗА-ЗА-ЗА - уходи коза.

2. ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

3. ЧОК-ЧОК-ЧОК – в уголке сидит сверчок.

4. ША-ША-ША – наша Маша хороша.

5. ШУ-ШУ-ШУ – шубу я ношу.

6. ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – сидит Ваня на крыльце.

7. РА- РА-РА – Кате спать пора.

8. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я хожу в плаще.

9. СО-СО-СО – покатилось колесо.

10. СУ-СУ-СУ – видел я в лесу лису.

11. ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа.

12. ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла.

Публикации по теме:

Сказка в стихах «Аленушка» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Налетели лебеди грозной дикой стаей, Подхватили Ванечку, скрылись за лесами. «Что же вы наделали.» - вскрикнула сестрица, Побежала в.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди» для детей 4–6 лет Не претендую на авторство, поскольку это рабочий сценарий, сборка из разных сценариев и адаптированный под наш детский сад и наших детей.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект НОД по развитию речи средней груупы № 12 МБДОУ д/с № 169 Тема «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди»» Цели: учить.

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди» с элементами.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное.

Открытый показ театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси лебеди» в разновозрастной группеОткрытый показ театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси лебеди» в разновозрастной группе Цель: Воспитание любви к театральному искусству, к русскому народному творчеству. Задачи: Обучающие: Учить детей четко произносить и отличать.

Развлечение по мотивам сказки «Гуси-лебеди» Цель: создание радостного настроения, умения договариваться в игре. Задачи: - развивать речевое взаимодействие, связную диалогическую и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки в подготовительной группе «Гуси-лебеди» Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки в подготовительной группе. «Гуси – лебеди» Действующие лица: Взрослые:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 19:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД