Получи документы

Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Ирина Великороднова
Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обновление его содержания. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

Публикация «Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка» размещена в разделах

Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», а также содержание книг издательства «Учитель» серии ФГОС универсальные учебные действия, понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса.

Каковы способы формирования и отслеживания в учебном процессе важнейших социальных умений (коммуникативных, рефлексивных, организаторских? Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас стоит и перед педагогической наукой, и перед нами, учителями-практиками.

Прежде всего, необходимо решить исходную проблему процесса формирования УУД в школе – это преобладание фронтальной формы организации учебных занятий.

Какие бы грамотные речи учитель ни произносил у доски, какие бы компьютерные средства, красочные и содержательные учебники не использовал, при фронтальной организации обучения ему никогда не удастся включить каждого ученика в активную учебную деятельность. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами.

Коммуникативные УУД делят на две условные подгруппы:

умения коммуникации – умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного.

умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.

Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.

Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников встать на место другого человека, понять причины его действий, адекватно оценить себя и принять ответственность.

Каковы же особенности деятельности учителя на учебных занятиях?

1. Учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга.

2. Организует работу ученика в соответствии с алгоритмом выполнения задания, учит ставить задачу и определять последовательность действий.

3. Отслеживает и корректирует порядок взаимодействия учащихся друг с другом.

4. Учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки.

Работа учащихся в парах, группах и индивидуально требует педагогического сопровождения, в этом и заключается целенаправленная работа по формированию УУД.

На уроках русского языка можно использовать методики коллективных учебных занятий, которые разработаны и усовершенствованы М. А. Мкртчяном. Методики названы коллективными не потому, что дети обучаются вместе, а потому, что основаны на разнообразных видах кооперации участников обучения.

• Методика взаимообмена заданиями. В паре ученики обучают друг друга выполнению различных заданий. Учет выполнения учащимися заданий ведется в таблице. Символами обозначается следующая информация : «.» - приступил к выполнению задания; «+», ++ - обучил.

• Методика взаимотренажа. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.

• Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. При работе в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Достоинства данной методики: в ходе объяснения ученик может обнаружить свои ошибки, т. к. проверка осуществляется «здесь и сейчас».

• Методика создания текстов в коллективной работе. Для раскрытия плана ученик выбирает себе напарника, с которым обсуждает возможное содержание.

Описанный прием организации работы по созданию текстов уточняется и дополняется в соответствии с дидактическими задачами. Так, при написании сочинений возможны следующие уровни сложности:

1. Составление текста по готовому плану и серии соответствующих сюжетных картинок (иллюстраций).

2. Составление текста по готовому плану и одной сюжетной картине.

3. Составление текста по готовому плану.

4. Составление текста на основе плана, подобранного в парах.

• Методика доводящих карточек (доводящие карточки – это набор вопросов и заданий, которые «доводят» ученика до понимания темы). Работа по данной методике проводится следующим образом. Разным ученикам даются разные карточки. Ученик самостоятельно изучает тему по своей доводящей карточке, а затем проверяет знания у учителя. Некоторых учеников может обучить учитель. Далее образуются пары. Новую карточку ученик изучает с помощью напарника, который ее знает. Дети выполняют роли: учитель – ученик.

В своей педагогической деятельности использовала метод М. Г. Булановской «Взаимный диктант».

Цели данного метода:

- Обучение учащихся умениям грамотно писать.

- Формирование умений сотрудничать.

- Развитие интереса к предмету.

На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка :

- в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

На различных этапах урока учитель создаёт условия для самостоятельного поиска информации. На уроках возможна организация индивидуальной, парной, групповой работы.

Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки:

• объединить рядом сидящих учеников;

• попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам;

• заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек);

• придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.

• попросить обучающихся еще до урока

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, конкретных задач урока.

Виды работ, направленные на формирование и развитие общих умений коммуникации :

1. Формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному:

• Интерпретация

• Поиск верных и неверных утверждений

• Анализ устного ответа товарища

• Постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста

Формулировка собственных выводов

2. Формирование умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения:

• Выступление с докладом от малой группы

• Выступление заданного объема на определенную тему

• Устный пересказ текста

• Устный анализ текста

3. Формирование и развитие умения оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения.

• Составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам

• Письменный пересказ (изложение)

• Письменное изложение определенного вопроса заданного объема

• Письменный анализ текста.

Используя данные упражнения, я формирую у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. В связи с этим повышается уровень речевого развития детей. Мои дети учатся в 3 классе. Они с желанием работают в группах. Не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий значительно повышает качество образования. Для исследования коммуникативных учебных действий использую методику «Рукавички»

№ Список уч-ся Продуктивность совместной деятельности

(сходство узоров) Умение договариваться, приходить к общему решению Взаимопомощь Эмоциональное отношение к совместной деятельности

(позитивное, нейтральное, отрицательное) Уровень

1 кл 2

кл 3

кл кл 1

кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 кл 2 кл 3 кл 4

кл

1. Коммуникативные УУД

Методика "Рукавички" (Г. А. Цукерман) предназначена для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

При проведении диагностики дети активно обсуждали возможный вариант узора и следили за реализацией принятого замысла. Результаты диагностики коммуникативных УУД в целом соответствуют высокому уровню развития: 65(70)%, средний – 20(20)%, низкий – 15(10)%.

Литература:

1. В. Б. Лебединцев «Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий». Волгоград, издательство «Учитель», 2012

2. Литературное чтение. Методический инструментарий, формирование ключевых умений. Волгоград, издательство «Учитель», 2012

3. О. В. Запятая «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников». Волгоград, издательство «Учитель», 2012

4. И. В. Возняк «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС». Волгоград, издательство «Учитель», 2012

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 16:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД