МААМ-картинки

Материал как основа творчества

Екатерина Балашова
Материал как основа творчества

Сообщение на тему: «Материал как основа творчества».

Материалы, которые понадобятся для изготовления персонажей кукольного театра, легко могут быть собраны детьми дома. Это лоскутки ткани (ситец, фланель, бархат, плюш, шерсть, драп, сукно, искусственный мех и т. п., бумага (оберточная, гофрированная, рисовальная, картон, пакеты из-под продуктов, природные материалы (каштаны, желуди, шишки, мягкая проволока, фанера, кусочки дерева, опилки и т. п.

Публикация «Материал как основа творчества» размещена в разделах

Силуэты плоскостных фигурок могут быть выпилены столяром из фанеры, сделаны из деревянных брусков. На столбике диаметром 2 – 2,5 см крепится круглая или с вытянутой мордочкой голова. Такую игрушку удобно держать в руке.

При выборе материала необходимо учитывать, что игрушки иногда получаются очень хрупкими, иногда колючими (например из шишек). Эти нюансы надо иметь в виду, ориентируясь на возраст детей, их умение обходиться с названными выше игрушками. Задача взрослых – научить ребенка чувствовать специфику материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуру.

Исследования ученых и наблюдения практиков свидетельствуют о том, что дети при выборе исходного материала для игрушки отдают предпочтение неоформленным или полуоформленным его видам. К неоформленным относятся бумага, ткань, проволока, шерстяные нити, фольга, веревка, пенопласт и другое. Полуоформленные материалы – коробки, пластмассовые бутылки и пробки, детали поломанных игрушек. Видоизменяя их, ребенок может создавать целостные формы и композиции.

Воспитателю следует организовать широкое экспериментирование с материалом. Благодаря этому ребята открывают новые его свойства, придумывают свои примеры и способы работы с ним. Постепенно они учатся сами подбирать материал, опираясь на словесную, исходящую из сюжета характеристику образа.

Самодельные игрушки из шишек, орехов и иголок - это совершенно особая статья в детском творчестве, со своими задачами, технологиями и, как бы высокопарно это не звучало, высокой духовной идеей. Конечно, примитивная поделка, изготовленная во время прогулки в парке, не подойдет для многолетней «эксплуатации» и не сможет стать достойным украшением интерьера. Хотя многие люди (в том числе и дети, достигшие профессиональных высот в этом ремесле, создают из природных материалов стильные, уникальные вещи. И этот факт нам хорошо известен. Следовательно, приучая ребенка к работе с натуральными материалами, вы не только развлекаете его. Одновременно вы преподаете ему азы прекрасных, востребованных нынче профессий флориста, декоратора, дизайнера, даже модельера. Ведь любая сосновая шишка или узловатая коряга заставляют малыша делать очень важную умственную работу - напрягать и развивать воображение.

Многие объемные материалы : шишки, желуди, орехи, камешки, коробки, клубочки – обладают определенной формой и прочностью, поэтому используются в качестве основы конструкции изделия. Сохраняя эту общую основу, дети стараются по-своему украсить ее, наделить разными деталями, чтобы получить несколько образов-персонажей. Осознав видимую цель, ребята проявляют особый интерес и желание выполнить поделку необычно и красиво, наиболее полно раскрыть сюжет театрализованного действия.

Технологические особенности различных материалов таковы, что в одних изделиях тот же самый материал может использоваться в качестве основного, а в других – как вспомогательный. Из меха, например, можно полностью сшить игрушку, лишь нитками соединив детали, а из пуговиц сделать глаза и рот. В изделиях же из клубков ниток, коробок и т. п. мех может пригодиться для оформления гривы зверя или волос, бороды человека.

Один и тот же персонаж из сказки (зверюшка или птица) может быть сделан из шишки, и из клубка ниток, и из коробки. Особенность ему придает избранный ребенком материал и дополнительные детали. Выражение лица или мордочки видоизменяется в зависимости от положения головы, ушей, бровей. Так, приподнятая голова собачки придает ей задорный вид; голова набок, ухо торчком – собачка насторожилась, прислушивается; голова и уши опущены – вид у собачки унылый.

В работе над игрушкой возможно сочетание материалов, различных по фактуре и цвету. Научим детей комбинировать материалы. Ребята найдут интересным, работая, например, с бумагой, для обозначения глаз, рта, волос персонажей использовать кусочки ткани, семечки плодов, бисер, мох. Одежда кукол и животных украшается различными лентами, кружевами, тесемками, сутажем, разноцветными нитками, блестками.

Наиболее доступными по технике исполнения являются игрушки из кусочков ткани, из картона, плотной бумаги, из природного материала. Это относится к изготовлению как образной игрушки, так и игрушки с элементами условности: для творчества детей характерен обобщенный образ с немногими, но существенными деталями. Главное достоинство таких игрушек – несложность их выполнения, не превышающая возможности дошкольников. С другой стороны, изготовление кукол из различных материалов представляет детям самые широкие возможности для изобретательства, для неожиданных ассоциаций и комбинаций.

Любая ручная работа для маленького человека - это мощнейший стимул к развитию его интеллекта. Именно так устроен наш мозг, и многие специалисты: ученые, психологи, врачи, преподаватели - используют связку «пальчики -голова» в качестве основы своих развивающих методик. Однако, помимо этого действия, творчество с природными материалами может подарить детям и взрослым много других полезных стимулов для гармоничного развития личности.

Например, ручная работа формирует и активно развивает столь необходимое нам в учебе и профессиональной деятельности произвольное внимание. Ведь ребенку приходится сравнивать свои поделки с живыми образцами и подолгу сосредотачиваться на одном объекте.

С другой стороны, этот вид творчества удовлетворяет безграничную детскую любознательность. Ведь здесь есть и новизна, и поиск, и возможность постоянно самосовершенствоваться. Далее, регулярное изготовление поделок постепенно вырабатывает у ребенка самоконтроль и самооценку. И, конечно, не будем забывать - во время занятий с натуральными материалами у детей улучшается настроение. Вспомните, сколько радости дарили нам в детстве самодельные игрушки!

А все это в сумме способствует гармоничному развитию личности малыша, воспитанию его характера. Ведь, чтобы изготовить поделку, ребенку придется отвлечься от своих обычных развлечений, и усилием воли заставить себя сконцентрироваться на чем-то одном.

Публикации по теме:

«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче.

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

«Взаимодействие семьи с ДОУ — как основа полноценного психического развития ребёнка» Сопроводительное письмо Фамилия, имя, отчество автора работы Карп Елена Евгеньевна Должность воспитатель Место работы МАДОУ ЦРР –д/с.

Доклад для педагогов «Подвижная игра как основа двигательной активности» На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация.

Методическая идея «Как собрать бросовый материал, или Как мы готовились к экологическому проекту» (старшая группа)Методическая идея «Как собрать бросовый материал, или Как мы готовились к экологическому проекту» (старшая группа) В нашей группе планировалась работа над экологическим проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Необходимо было собрать бросовый материал.

Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно.

Непосредственно образовательная деятельность как основа эффективного и качественного образования Текст к презентации В соответствии с ФГОС ДО заложены основные принципы в соответствии с которыми организация учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС ДО Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных.

Педагогическая этика как основа педагогической культуры «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». К. Д. Ушинский Проблема.

Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материал как основа творчества
Опубликовано: 28 марта 2017 в 20:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД