МААМ-картинки

Социализация ребенка посредством игровой деятельности

Елена Сажина
Социализация ребенка посредством игровой деятельности

Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей,

морали, правил поведения в социуме (обществе).

Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой

длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его

гармоничного вхождения в общество. Игровая деятельность является одним из

определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности

Публикация «Социализация ребенка посредством игровой деятельности» размещена в разделах

осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное

пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня

информированности, глубины, интериоризации знаний.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст

является периодом начала процесса социализации ребенка, первоначального

становления его как личности, формирования основ его самосознания и

индивидуальности. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит

дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление

личности. Социализация старших дошкольников является сложным

структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно

значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности,

которые зависят от совокупности определенных знаний о мире

(информационно-когнитивный компонент, от содержания установок, мотивов

и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационноэмоциональный компонент) и актуализации собственного опыта

(деятельностный компонент). На прохождение процесса социализации ребенка

оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее

интеллект, психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные

настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими. Но,

несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет

индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по

определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно механизмы

социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через

семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные

институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный

(через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность.

В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки,

познают физические свойства предметов, у них активно развивается

практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность

планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные

операции, воображение и представления. Дети старшего дошкольного возраста

учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического

мышления в образном и предметном плане. Игра является эмоционально

привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей. Выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности :

1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды,

соответствующей возрасту детей.

2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы

в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую

ситуацию и направленными на социализацию детей. Понятие «развивающая

среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься

в широком и узком направлениях.

В широком направлении предметно-развивающая среда является

социокультурным пространством, способствующим развитию личности

ребенка.

В более узком направлении — это предметно-игровая среда. Воспитатель,

создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно,

оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником

знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего

дошкольного возраста.

Следующее условие — это организация воспитателем эмоциональноблагоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. Воспитатель детского сада является непосредственным участником в социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.

Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом,

имеющим желание познавать вместе с ними. Данное положение предполагает

сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном

взаимодействии ребенка с воспитателем, и влияет на его социальное

становление. Если воспитатель включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить

детскую инициативу.

В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира,

поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли,

суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному

обдумыванию замысла игры. Только игровой деятельности детей может

оказаться недостаточно.

Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами,

имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.

Данное условие является непосредственно направленной деятельностью

воспитателя и его участие в процессе социализации детей.

Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать

социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном

социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты

социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка

к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим

его миром.

Публикации по теме:

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг» Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «И зимой и летом лук – это наш лучший друг» Воспитатель.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «Кукла Маша стала грустной» Цель: Закреплять представления о труде врача (врач приезжает.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группеКонспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группе Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Откуда пришла булочка» Воспитатель Горюнова Ольга.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация ребенка посредством игровой деятельности
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 05:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД