МААМ-картинки

Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Оксана Хисамова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

«Игра хранит и развивает детское в детях,

она их школа жизни и практика развития».

А. С. Макаренко

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «Казаки-разбойники», общались. Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные, компьютеризация вытесняет живое общение. А ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой происходит развитие воображения, образного мышления, личностных качеств, коммуникативных способностей. И я считаю, что на сегодняшний день проблема формирования и развития навыков сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста как никогда актуальна.

Публикация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Цель моей работы: формирование умения вступать в реальные организационные и ролевые отношения.

Задачи:

• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

• совершенствовать игровые действия в соответствии с общим сюжетом и замыслом игры;

Для формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной педагогике выделяют три этапа: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение.

Целью моей работы на первом этапе «Воспроизведение действий» (1,5- 3 г.) было развитие у детей простейших навыков совместной игры. Для руководства творческой игрой я подобрала соответствующий игровой материал: предметы-заместители, образные игрушки, чудесный мешочек, волшебная коробочка, книжки-забавы. Для развития содержания игры использовала различные приемы: художественное слово (прибаутки, потешки, песенки, стихи, сказки, драматизация в лицах, обыгрывание игрушек, создание игровых ситуаций, сюрпризные моменты, показ и словесное пояснение игровых действий.

Подбирая для игр простейшие сюжеты с одним-двумя персонажами, брала на себя главную ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Для развития сюжета игры предлагала и показывала детям, как покормить куклу, покачать ее, уложить спать. Если ребенок затруднялся в воспроизведении игрового действия, я использовала прием совместной игры, предлагая: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку» или «Давай вместе будем певицами».

В итоге, к трем годам у детей сформировались элементарные навыки ролевого поведения.

На втором этапе «Становление ролевого поведения» (3-5л.) учитывая, что в силу возрастных особенностей у детей возникают расхождения между желанием развернуть коллективную игру и практическим ее осуществлением, передо мной стояла цель – научить детей согласовывать игровые замыслы. В первую очередь я дополнила предметно-пространственную среду: ролевыми атрибутами, сюжетно-образными игрушками, игрушками животных, предметами-заместителями, наборами «Парикмахерская», «Доктор», «Магазин».

Для формирования игровых умений использовала разыгрывание многоперсонажных сюжетов, где действия партнеров взаимосвязаны между собой. В игре я была уже не руководителем, а равноправным партнером детей.

Для развития игрового замысла и обогащения игрового образа использовала беседы, рассказы с демонстрацией иллюстративного материала о предполагаемых действиях характерных игровому персонажу. Подобрала литературные произведения, дающие ребенку дополнительные знания и представления о выбранной роли. В результате дети научились объединяться в игре со сверстниками, соблюдать ролевое соподчинение.

Третий этап - «Сюжетосложение» (5-7 лет).

У детей данного возраста возникает длительная сюжетно-ролевая игра, в которой проявляются в большей степени активность и самостоятельность, фантазия и творчество в выборе действий.

Соответственно передо мной стояла задача: развитие у детей умения согласовывать свои интересы с интересами партнеров, помогать друг другу в осуществлении игровых замыслов. Предметно-пространственная среда расширилась и обогатилась за счет полифункциональных материалов: бросового, природного, игрушек-самоделок, предметов для опытно-экспериментальной деятельности и т. п. Дети самостоятельно моделировали игровую среду. На этом этапе для обогащения жизненного и игрового опыта детей я использовала экскурсии на места работы родителей, рассказы о профессиональных действиях и умениях взрослых, творческое фантазирование и преобразование известных литературных произведений, предоставляла детям возможность самостоятельно выбирать игровые образы, если нужно подсказывала, как лучше обыграть персонаж. В результате дети самостоятельно научились придумывать разнообразные сюжеты игры и поддерживать игровой замысел.

Результат всей работы:

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми Может оказать эмоциональную поддержку и помощь Сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерскими

Демонстрирует 95% 90% 100% 100%

Не демонстрирует 5% 10% 0% 0%

Итог: 96% детей социально адаптированы.

Прикреплённые файлы:

prezintacija_mf7a6.ppt | 18240 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Опыт работы по теме «Организация сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» 1. Актуальность опыта. Вопрос развития игровой деятельности был всегда актуален, а на современном этапе он приобретает еще большую значимость,.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на загадочный остров» (5–6 лет) Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Журналисты» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи руководства: 1. Расширение представлений об окружающем: - расширять представления детей о профессии журналиста, фотографа; - обогащать.

Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника,.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.

Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возрастаСоздание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возраста Добрый день уважаемые коллеги! Все вы знаете,что игра –ведущий вид детской деятельности детей. Посредством игры дети познают реальный мир,.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возрастаВлияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие игр: строительно - конструктивных ("Полет в космос", "Автобус") , народных.

Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 13:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД