Лучший педагог года

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Рассказ воспитателя о Масленице»

Татьяна Беспутная
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Рассказ воспитателя о Масленице»

Социально-коммуникативное развитие

Рассказ воспитателя о Масленице

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Будем Масленицу величать

Да блинами угощать!

Будем Масленицу хвалить

Да на саночках возить!

Наша Масленица, ты широкая,

В детский сад к нам пришла

Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Рассказ воспитателя о Масленице“» размещена в разделах

И веселье принесла!

Исконно русский праздник - Масленица. Пришел к нам он из язычества. Масленица — это озорное, разгульное и веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла. Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и за семь недель до Пасхи. В разных городах и селах называлась она по-разному: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха. Но чаще встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя.

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

Понедельник - Встреча;

Вторник - Заигрыши;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгул;

Пятница - Тёщины вечерни;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье - Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку н сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыши.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Третий день Масленицы. Лакомка.

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгул.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать : наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Публикации по теме:

Конспект СД воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя»Конспект СД воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево» Конспект НОД социально коммуникативное развитие патриотическое воспитание для детей старшей группы Тема: Мой любимый и родной город Ртищево.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Доброе дело»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Доброе дело» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Хорошо, что рядом друг»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Хорошо, что рядом друг» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессии водителя»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессии водителя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессиях»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессиях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья» Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Рассказ воспитателя о Масленице»
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 12:23
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД