Лучший педагог года

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики

валентина шайкина
Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики

Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы

построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный

фундамент. В данном случае домом является социум, общество, а его

фундамент - физически и нравственно здоровая личность, адаптированная к

современным условиям в обществе. В настоящее время проблема

социального развития подрастающего поколения становится одной из

актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит

от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое

Публикация «Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики» размещена в разделах

место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд,

кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья,

взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду.

Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные

взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и

пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать

представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о

правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения,

которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных

жизненных ситуациях. Другими словами приобщать ребенка к процессу

включения его в общество сверстников и взрослых – к процессу

социализации.

Также необходимо заметить, что социальное развитие невозможно без

нравственного воспитания дошкольника, поскольку это два неотделимые

друг от друга процесса, находящихся в основе поступков, действий каждого

человека, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также

систему жизненных ценностей. Ведь уже с раннего возраста ребенок как

«губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой

служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и

телевидение, интернет. И здесь на помощь малышу должны прийти

взрослые: родители, воспитатели, которые познакомят его с миром,

окружающим ребенка, его традициями, обычаями, правилами. Это позволит

привить ребенку любовь к людям, окружающим его, к малой родине, к

культурным ценностям, что в дальнейшем станет положительной основой

развития его нравственности и социальной адаптации в обществе.

Выбирая наиболее эффективные методы и средства для решения

поставленных задач, необходимо учитывать прежде всего возраст

воспитанников, этап развития социально – нравственных качеств, а самое

главное - интересы детей.

Третий год жизни является переходной ступенью от раннего возраста к

дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие

черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его

личности, в ведущей деятельности возникают новые черты,

свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития.

Предметная деятельность постепенно сменяется игровой, выполняя роли,

ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Активно развиваются

самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на

предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная

нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по

побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке

газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как

таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок.

Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно,

поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения

запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается

действовать, в недоступное место; исключить возможности того, что ребенок

их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать

условия для положительных проявлений активности и самостоятельности

(например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество

игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в

коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом

запрещено.

Анализируя данные факты, можно сделать вывод, что наиболее

эффективными для успешного решения задач социально – нравственного

воспитания и близкими для детей раннего возраста, методами и средствами

являются методы и средства народной педагогики.

Народная педагогика - это клад коллективного творчества разных людей

многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками.

Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за

развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и

взрослыми.

К средствам народной педагогики для нравственного воспитания

дошкольников относятся все виды народного творчества : устное народное

творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.

Оно содержит богатейший материал, позволяющий говорить о то, что

предметом особенной заботы народных педагогов было воспитание в детях

любви к Родине – родным местам, народу, доброты, честности.

При формировании культуры общения, как и во всем процессе

воспитания, очень хорошо использовать произведения устного народного

творчества: народные сказки, песенки, потешки, заклички. Они более близки

детям, очень доступны и остаются глубоко в детской душе, способствуя не

только формированию эмоционально положительного отношения к миру как

к чуду, но и прививают ребнку любовь к русской речи, слову.

Народные песенки настраивают детей на определнные действия,

призывают кому-то помочь, кого-то спасти и т. д. Также можно

использовать заклички и приговорки как игровой прим. Увидев на небе

радугу, просим е напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя…». Когда идет дождь, дети кликают его: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи…».

Это не только привлекает внимание детей к природе, но и развивает интерес

к народному творчеству, родному языку.

Важно построить день малыша, так чтобы он как можно чаще

соприкасался с удивительным миром традиций и обычаев русского народа.

Благодаря этому у детей часто возникает активное желание включиться в

рассказывание потешки диалоговой формы, такие, как «Кисонька -

мурысынька», «Курочка - рябушечка», «Гуси, вы, гуси….».

Русские народные хороводные игры – это также слой фольклора, корни

которого уходят в очень далекое прошлое. Постепенно первоначальный

смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные

игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5

лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для

детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту

хоровода. Например, такие игры как: «каравай», «пузырь», «дубок» и т. д.

Хорошо, когда в детском саду есть музей русской избы, где собранно

много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой

характер экскурсий в музей русской избы способствует проявлению

положительных эмоций ребенка: дети получают первые уроки

нравственности, доброты и милосердия.

В дошкольном возрасте знание детьми правил не влечет за собой

совершение ими нравственных поступков. Ребенку должен быть понятен

смысл поступков, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в

которую он попадет если поступит так или иначе. И здесь поможет сказка.

Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания ребенка

более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного,

духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного

развития.

С помощью народных сказок, в том числе о животных формируются такие

нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,

Эти сказки помогают нам показать:

• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно,

чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены

мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,

подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными

качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница., а для

мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый,

трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой

перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и

поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как

личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей",

"Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним

нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок",

"Зимовье зверей" учат дружить и т. д. Для лучшего усвоения сказки можно

использовать театрализованные игры, драматизацию сказок,

самостоятельную деятельность детей с различным материалом (куклы

би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, оборудование мини –музея и

т. д.)

В решении поставленных задач родители – главные помощники педагога.

Они должны стать единомышленниками. Ведь те культурные ценности,

которых придерживаются в семье, как правило, усваивает и ребенок.

Поэтому родителей необходимо привлекать к разнообразной деятельности:

-показ для детей силами родителей русских народных сказок;

-помощь родителей в оснащении музея русской избы и групповой комнаты

предметами (или их заместителями) русского быта, атрибутами к народным

играм, игрушками (матрёшки, свистульки и т. д.);

-участие родителей в оформлении фотоальбомов;

-совместные выставки работ родителей и детей и т. д.

Ведь только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее

окружение, детский сад, объединённых в образовательную систему, позволит

воспитать у ребёнка чувство любви к своей семье, Родине, окружающему

миру, а вместе с тем решить многие поставленные задачи.

Публикации по теме:

«Наша группа — это большой дом». Коллективная аппликация«Наша группа — это большой дом». Коллективная аппликация Для того чтобы " повернуть" детей друг к другу, ведем разговор о том, что в группе все дети - друзья. На занятии по аппликации вместе с.

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Патриотизм представляет собой базис общественного и государственного здания, фундамент его жизнеспособности, одно из первоосновных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 20:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД