Папки-передвижки

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Наталья Евдокимова
Социально-нравственное воспитание дошкольников

«Годы чудес» - так называют ученые первые годы жизни ребенка. То, что мы заложим в него в этот период, оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Важное место в процессе становления человека принадлежит эмоциональному положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.

Публикация «Социально-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду работа по развитию у детей навыков общения и социальной компетентности ведется много лет. Работа эта обширна и многогранна. Приступая к изучению интересующих вопросов, мы обнаружили, что основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностями тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении.

Поэтому, в первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков : умение выслушать другого, поддержать общий разговор, тактично критиковать и хвалить другого.

Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих эффективных приемов. В группах воспитатель создавал свой особый благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в группе: дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом, слезы и обида каждого не проходят без внимания.

Большое внимание воспитателями уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к окружающим. В группе созданы уголки настроения, дерево радости, мешочек добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре.

Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Эти упражнения проводятся в старшем дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Выполняя упражнения «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает, кроме совершенствования социальной компетентности, развивать такие чувства, как сочувствие, сопереживание.

В группах разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить», «Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь». Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также формируется оценка поведения других детей и самооценка.

В нашем детском саду уделяется особое внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек: «Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие мужчины». На занятиях и в повседневной жизни даем понятие о роли будущих мужчин и будущих женщин.

Эффективной формой развития навыков общения является разбор – сказок, рассказов,кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность, трусость.

Ближайшими помощниками во всех начинания стали родители воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки. Развлечения: «Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». В сложной социальной обстановке, которая нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Чтим в детском саду народные праздники и обряды. Созданы мини – музеи кубанского творчества, которые пополняются с помощью родителей.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку, активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность.

Фундамент, на котором необходимо строить общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку.

Список литературы:

1. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения : от 1года до 7 лет. -М. : Просвещение 2002

2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005

Публикации по теме:

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников "Серебряные родники малой Родины" Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Основа.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 10:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД