Папки-передвижки

Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС

Светлана Мусакова
Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС

Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО

С. Б. Мусакова

СПб ГБДОУ детский сад № 154 Адмиралтейского района СПб

Социально – экономические преобразования современного общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советских учреждений сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ, дошкольных учреждений с различными видами приоритетной деятельности.

Публикация «Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС» размещена в разделах

Надо сказать, что и внутри одного образовательного учреждения так же возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Как следствие у семьи появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу и детский сад через свой выбор. Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Формировавшиеся социальные слои начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В результате образовательное учреждение оказалась в центре внимания родителей, СМИ и общества.

Традиционная практика организованных взаимодействий государства, семьи и образовательного учреждения давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных участников образовательного процесса. Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и дошкольного и школьного учреждения в системе их взаимодействий в образовательно-воспитательном процессе.

Так к середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

• Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

• Общие и групповые собрания.

• Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

На сегодняшний день более перспективным и эффективным видом взаимодействия является партнерство, но в то же время и более сложным с точки зрения его осуществления.

На территории Российской Федерации, уже год действует Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это документ досрочно четко сформулировал требования по взаимодействию Организации с родителями.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Важно подчеркнуть, что впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – иллюстрации, деловые игры. Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.

2. ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.

Творческие мозаики, семейные марафоны, театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение, как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Формы организации этой деятельности разнообразны: творческие мастерские, консультации – игротеки. При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

3. ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.

Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Необходимо: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Используя только традиционные методы работы с родителями невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Поэтому, помимо традиционных необходимо использование инновационных форм работы с семьей. Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи:

1. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Этот принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. СОТРУДНИЧЕСТВО, А НЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им следует воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. ДИНАМИЧНОСТЬ

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.

5. ОТКРЫТОСТЬ

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Именно эти принципы помогают наладить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников. Поэтому в нашем учреждении этому уделяется особое внимание. Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

• -обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;

• -раскрыть творческие способности семей воспитанников;

• -вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

• -формировать общественное мнения о значимости дошкольного воспитания;

• -привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

• -активизировать воспитательные возможности родителей;

Каждый сотрудник ДОУ принимает активное участие в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Воспитатели групп и специалисты активно используют в своей работе, как традиционные методы, так и инновационные. Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми.

Значимую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например: тематические выставки поделок своими руками, совместные «субботники», праздничные утренники, мастер-классы, посиделки и т. д. В нашем учреждении стало хорошей традицией проведение общего танца (ребенок и взрослый) на организованных в ДОУ праздниках.

Большое количество мероприятий проводится с участием родителей, где они выступают в роли и зрителей, и участников. С каждым разом родителей-участников становится все больше и как результат: заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, родители охотно и активно участвуют в повседневной жизни ДОУ, ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Проводимая нами работа позволила получить новые знания о сущности и закономерностях процесса взаимодействия с семьями воспитанников, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой педагогической деятельности. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию.

Таким образом, стоит отметить, что социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Список используемой литературы:

1. Вершинин В. Н., Шаркаев Р. Н. Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы: методические материалы и рекомендации к областному родительскому собранию. Материалы из опыта экспериментальной работы МОУ СОШ №52 г. Ульяновска. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 31 с.

2. Грибоедова Т. П., Медведева Н. З., Москвина Т. В. Журнал «Начальная школа плюс до и после». М. : Издательство ООО «Баласс», 2009 №3.- 95 с.

Публикации по теме:

Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до «Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» Нормативно-правовая.

Организация ОП в группах детей раннего возраста в контексте реализации ФГОС дошкольного образования «Организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста в контексте реализации ФГОС дошкольного образования» Интегрированное.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС Добрый день, уважаемые коллеги. Я Дашкова Оксана Васильевна, воспитатель высшей категории МАДОУ д/с № 25 «Сказка», с. Красноусольский, Республики.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Организация поликультурного воспитания ребенка и методы его реализации в дошкольной организации План тематического контроля Тема: «Организация поликультурного воспитания ребенка и методы его реализации в дошкольной организации» Сроки.

Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья»Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья» Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Социальное партнерство в дошкольном образовании Социальное партнерство в сфере образования - добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач: • равноправие участников;.

Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС Актуальность Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС до Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС
Опубликовано: 28 мая 2018 в 15:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД