Алла Воробьева
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Воробьева А. С.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5»
Дальнереченского городского округа.
Воспитатель.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания педагогами используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
• Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
• Релаксация. Это специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Во время выполнения упражнений педагоги используют спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
• Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Педагогами изготовлены или приобретены коврики - дорожки. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна.
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-7 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой детского сада, которые направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
• Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся каждым педагогом в соответствии рабочей программы. На занятиях педагог формирует у детей понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье, расширяя представления о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
• Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.
• Физкультурные досуги, праздники. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели на физкультурных занятиях.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к достижению эффективных результатов в работе с детьми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Питаться правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем мы сильны, красивы
Тогда года нам будут не беда!
Будьте здоровы!
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
3. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
5. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.