Получи документы

Советуем, помогаем, направляем

Татьяна Чайкина
Советуем, помогаем, направляем

СОВЕТУЕМ, ПОМОГАЕМ, НАПРАВЛЯЕМ

Осуществляя подготовку к школе, воспитатель учитывает особенности детей. В каждой группе можно выделить как минимум три подгруппы, отличающихся уровнем развития: дети с высоким (опережающим, средним и низким уровнем развития. Эти подгруппы отличаются особенностями познавательных процессов, отношением к деятельности, эмоционально-волевыми качествами, некоторыми характерологическими чертами. Показателями для выделения данных подгрупп являются также такие качества, как самостоятельность, инициатива детей или склонность к подражанию, богатство или бедность фантазии, стремление к творчеству или тяготение к шаблону, активность или сниженность познавательных интересов, решительность, целеустремленность или неуверенность, слабость волевых устремлений.

Публикация «Советуем, помогаем, направляем» размещена в разделах

Дети с высокими и нередко опережающими темпом и уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на занятиях, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и нередко уже хорошо читают. Казалось бы, данные дети не нуждаются в каком-то особом педагогическом воздействии. но это не совсем так. задача воспитателя- создать для таких ребят условия, способствующие дальнейшему интеллектуальному развитию: давать им наиболее сложные задания, повышать требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчества.

Воспитатель предупреждает возможность развития у детей чувства превосходства над сверстниками, притязаний только на положительную оценку своей работы, независимо от ее качества, стремления к достижению результата без усилий. На каждом занятии, в каждом виде деятельности воспитатель, учитывая возможности данных детей, придумывает для них усложненные варианты заданий, ставит их в ситуацию, когда нужно проявить самостоятельность, организованность, настойчивость, активно включает их в общение со сверстниками по типу "научи друга тому, что умеешь делать сам". Педагог также ориентирует родителей на соответствующую линию воспитания данных детей в семье.

Дети условно отнесенные ко второй группе (средний уровень развития, могут быть названы "хорошими исполнителями". Они неплохо справляются с заданиями на занятиях и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Ребята с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов.

Опыт показывает, что затруднительными для данных детей являются новые ситуации, непривычные условия деятельности, необходимость проявить самостоятельность, и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают скованны, нерешительны, так как боятся сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам педагога. Даже небольшое порицание с его стороны или небольшая неудача выбивает их из колеи и снижает активность. Характерно, что эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя, достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справятся с заданием.

Задача воспитателя в работе с этой подгруппой - укрепление самостоятельности детей, развитие уверенности в своих силах, творческих умений. Педагогу важно понять, чем вызваны несамостоятельность и слабая инициатива ребят: или это отсутствие каких-то умений, или неуверенность в себе, неумение правильно оценивать свои достижения. В первом случае воспитатель создает условия для обогащения умений. Он организует индивидуальную деятельность в подгруппе детей, постепенно усложняет задания, чтобы каждый ребенок проявил больше самостоятельности и творчества.

Большое значение имеет и работа с семьей. Воспитатель разъясняет родителям, как постепенно формировать инициативу и самостоятельность ребенка в конкретных делах. Его нужно чаще ставить в такую ситуацию, когда требуется применять имеющиеся знания и умения в новых условиях, проявлять творчество. Если боязнь новых ситуаций и проявления инициативы связана с неуверенностью детей в своих возможностях, воспитатель усиливает положительную оценку их поступков и действий.

С этой целью он значительно чаще и открыто выражает свое удовлетворение от результатов их работы, стимулирует их активность до начала и в процессе выполнения задания. В результате у ребят появляется желание выполнить задание как можно лучше.

Опыт показал, что в детском саду и особенно в семье эффективно использовать игры, требующие от детей находчивости, гибкости мышления. Постепенно, на фоне растущей уверенности в себе, обретаемой ребенком в семье, у него появляются активность, самостоятельность, желание соревноваться со своими сверстниками в быстроте ответа, в творчестве.

Дети, условно отнесенные к третьей подгруппе, несколько отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредоточиваться на задании. В работе учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками педагога.

Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На занятиях дети несамостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Ребенок, относящийся к третьей подгруппе, часто копирует работу сверстника, механически повторяя его ошибки. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям, к организованной, целенаправленной деятельности.

Среди данной подгруппы выделяются дети с повышенной импульсивностью поведения, а также неуверенные, нерешительные, робкие.

Опыт показывает, что в подготовке данных детей к школе эффективными являются различные формы индивидуальной работы. оправдывают себя ежедневно проводимые индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми в утренние часы (по договоренности родители приводят детей пораньше). Занятия длятся 10-15 минут. Содержание занятия планируется таким образом, чтобы оно подготавливало ребят к общегрупповому занятию. При этом варьируются наглядные пособия, чтобы занятия не дублировались. Подобные занятия помогают детям активно включаться общегрупповую работу.

Важно поддержать не только удачный ответ, но и старание ребенка. Предварительная подготовка к общей деятельности делает детей более уверенными и активными.

Для закрепления знаний и умений, полученных на занятии, воспитатель планирует повторные индивидуальные занятия с детьми, на которых они воспроизводят полученные знания, проговаривают вслух производимые действия. Например, ребенок рассказывает, как он будет рассматривать предмет, или комментирует процесс изготовления поделки. На таких индивидуальных занятиях отстающий ребенок приобретает необходимые умения, и в результате его действия на общем занятии становятся более успешными. Он начинает испытывать радость от участия в совместных действиях со сверстниками, стремится получить хороший результат.

Общим недостатком детей третьей подгруппы является отставание в речи. Систематическое общение с воспитателем, участие в индивидуальных и подгрупповых занятиях, на которых дети побуждаются к активному высказыванию впечатлений об игрушках, событиях своей жизни, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказывать по картинке, способствуют развитию речи. Вначале воспитатель берет инициативу на себя, затем, по мере преодоления скованности, дети начинают активнее включаться в разговор. Воспитатель на конкретном примере показывает, как правильно составить предложение, перестроить фразу, вопрос. Замечено, что общие указания типа "скажи грамотно","дай полный ответ" по отношению к детям данной подгруппы мало эффективны, так как у них нет необходимых речевых знаний. Получая в индивидуальном обращении с воспитателем образцы правильной речи, упражняясь в их воспроизведении, дошкольники постепенно осваивают технику речи.

Эффективным приемом является привлечение их к совместной деятельности с воспитателем: помочь подготовить пособия для занятия, разложить картинки по темам и т. д. При этом воспитатель постоянно общается с детьми, уточняя их знания, совершенствуя разговорную речь.

Успех в преодолении недостатков развития детей третьей подгруппы может быть достигнут при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям даются конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности.

Занимаясь с ребенком, родители обращают внимание на то, как он принимает задание, насколько самостоятелен и активен в процессе его выполнения, как оценивает свои результаты. Воспитатель объясняет родителям, как правильно оценивать действия ребенка, советует поощрять его усилия, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребенком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Обучая, развивая и поддерживая детей, воспитатели и родители постепенно помогают им преодолеть пассивность, скованность, неумелость и подготовиться к школе.

Публикации по теме:

«Помогаем ёжику». Интегрированная образовательная деятельность в средней группе по теме недели «Мой город, моя страна» Задачи: Образовательная область «Здоровье» - продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Образовательная область.

«Всем советуем дружить» — развлечение в младшей и средней группах Дети 2-х групп входят в зал под песню «Вместе весело шагать», садятся на стульчики. Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! За горами, за.

Фотоотчет «Мы помогаем природе»Фотоотчет «Мы помогаем природе» Прекрасное время года лето, продолжается. В августе наступили очень жаркие дни. Солнышко ярко светит, а природа засыхает. Растениям требуется.

Конспект итоговой интегрированной деятельности в группе среднего возраста «Помогаем сказочным героям» Цель: создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса. Задачи: - обогащать, расширять и.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Помогаем белке сделать запасы на зиму» Конспект НОД в средней группе. Тема: «Помогаем белке сделать запасы на зиму». Форма: Решение проблемных ситуаций. Цель: Формировать представление.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы стираем — маме помогаем» Цель: Формировать представление об алгоритме стирки. Программные задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к одежде; 2. Упражнять детей.

Консультация для родителей «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки» Консультация для родителей по развитию речи «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки» В повседневном общении родители могут обогащать.

Фотоотчет «Мы юные натуралисты, мы птицам помогаем, повесили кормушки и кормом наполняем»Фотоотчет «Мы юные натуралисты, мы птицам помогаем, повесили кормушки и кормом наполняем» Как-то раз с детьми мы в группе наблюдали снегопад. Дружной стайкой птицы вились над кустами у окна. Вдруг сказал Степан всем громко: "Птичкам.

«Дружно помогаем маме!» Спортивный праздник, посвящённый Дню матери (подготовительная группа) «Дружно помогаем маме!» Спортивный праздник, посвящённый Дню Матери. (Подготовительная группа) Цель. Воспитывать стойкий интерес к здоровому.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Помогаем маме готовить»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Помогаем маме готовить» Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие. Цель: расширить знания детей об овощах и фруктах, как о продуктах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советуем, помогаем, направляем
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 16:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД