МААМ-картинки

Современные аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями воспитанников

Людмила Зенченкова
Современные аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями воспитанников

Современные аспекты взаимодействия образовательной организации

с родителями воспитанников

Modern aspects of interaction of educational institutions with parents ofpupils

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образова-тельного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные и актуальные формы работы.

Ключевые слова: взаимодействие с семьей, нетрадиционные формы взаимодействия, до-школьное образование.

Публикация «Современные аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями воспитанников» размещена в разделах

Abstract : the article examines the interaction between pre-school educational interactions with the family, gave the most effective and relevant forms of work.

Keywords : interaction with family, non-traditional forms of interaction, pre-school education.

Одним из направлений требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной про-граммы дошкольного образования для создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. При этом условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, на ряду с другими условиями, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Иными словами Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает требования с учетом современной специфики взаимодействия с семьей. Действительно, сегодняшний родитель существенно отличается от родителей, которые водили своих детей в детский сад пятнадцать - двадцать лет назад. Современному родителю доступен большой объем информации по вопросам воспитания детей в детском саду, иногда и не совсем достоверной, полученной через средства массовой информации и глобальную сеть Интернет. Современный родитель зачастую недоверчиво относится к образовательной организации, в которую собирается вести ребенка впервые, он регулярно ставит под сомнение авторитет педагога. Современный родитель, являясь частью общества потребления, много работает, у него зачастую не остается времени на живое общение не только с сотрудниками образовательного учреждения, но и с близкими людьми, родственниками, друзьями, поэтому огромной популярностью пользуется общение с помощью различных социальных сетей.

По этим причинам сегодня могут быть не эффективными такие традиционные формы работы с семьей как информационные стенды, папки-передвижки, разработанные много лет назад; классические родительские собрания, традиционные семинары, консультации и т. д., где администрация и педагоги детского сада выступают своеобразными менторами, учителями, которые высказывают свою точку зрения. В то же время современный родитель готов к взаимодействию с детским садом посредством диалога сторон.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Актуальная на сегодняшний день цель образовательного учреждения - поиск новых подходов к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи, основанных на сотрудничестве, уважении, взаимопонимании и доверии.

Нетрадиционные формы взаимодействия, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и сотрудников детского сада в процессе образования, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком.

Такими не всегда традиционными и в то же время более актуальными формами являются:

• Информационно-аналитические. Направлены на выявление интересов, запросов роди-телей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.

• Досуговые. Это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды.

• Познавательные. Это ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

• Наглядно-информационные. Они подразделяются на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности детского сада. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, организуются тематические группы в социальных сетях. Активно используются электронные фоторамки, где родители могут увидеть своих детей в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Примером информационно-аналитической формы работы с семьей могут служить раз-личные анкеты, направленные на изучение интересов и потребностей родителей. В качестве такого примера мы предлагаем анкету «Анкетирование родителей по удовлетворенности проведением дополнительных образовательных услуг и выбору дополнительных образова-тельных услуг на 2014-2015 учебный год» (Приложение 1). Анкета является анонимной, что позволяет родителям наиболее открыто ответить на ее вопросы, а сотрудникам детского сада получить объективную оценку своей деятельности и работы детского сада в целом.

Так же эффективной на сегодняшний день оказалась досуговая форма работы с семьей. В качестве примера хотелось бы описать субботник, который проходил совместно с родите-лями и детьми. Подготовка к этому мероприятию проходит заблаговременно. Первым шагом здесь являлось анкетирование родителей (Приложение 2, которое в ненавязчивой форме го-товило родителей к предстоящей работе. Анкетирование мы проводили открытое, благодаря чему, родители, давшие в анкете свое согласие на участие в субботнике, активно в нем уча-ствовали. На субботник мы пригласили не только родителей, но и воспитанников детского сада. Многие на это мероприятие пришли всей семьей. Субботник проходил в виде празд-ничного мероприятия.

В общем виде программа такого субботника выглядит следующим образом : все участники мероприятия в назначенное время собираются на площадке детского сада, где их встречает один из воспитателей, который читает письмо от Старичка-Лесовичка. К письму приложены игровые задания для ребят с экологической тематикой и трудовые задания для родителей. По окончании субботника в детский сад приходит сам Старичок-Лесовичок. Он играет с детьми и в благодарность за работу детей и родителей, приводит их на волшебную поляну, где все принимавшие участие в субботнике могут попить чая с угощением и пообщаться в неформальной обстановке.

Подобные мероприятия позволяют объединиться и по-новому посмотреть друг на друга всем участникам образовательного процесса.

Использование неформальных форм работы с семьей способствует интеграции дошкольного и семейного воспитания.

Анкета для родителей Уважаемые родители!

Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования своей работы важно знать Ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенком в частности.

Заранее благодарим за участие.

1. Как Вы считаете, пользуется ли наш детский сад:

- авторитетом в микрорайоне - о нем вообще не говорят

- затрудняюсь ответить - скорее хороший, чем плохой

- не пользуется авторитетом - затрудняюсь ответить

2. Ваш ребенок ходит в детский сад

- с удовольствием - со слезами

- через силу - редко с удовольствием

3. Работа педагогов в группе

- устраивает Вас полностью

- утраивает частично

- не устраивает совсем

4. Ваша осведомленность о работе детского сада:

- полная - предпочитаю информации не иметь,

- частичная так как она меня расстраивает

- вообще не имею информации

5. Информацию о детском саде получаю:

- из наглядной информации д\с - на собраниях

- со слов воспитателей - от заместителя заведующей

- от других родителей - от ребенка

- Ваши предложения - не получаю вообще

6. С каким настроением Ваш ребенок посещает детский сад:

- хорошим

- разным

- отрицательным

7. Отношение ребенка к своим воспитателям :

- положительное

- разное

- отрицательное

• Высокий профессиональный уровень сотрудников

• Детский сад недалеко от дома (работы)

• Хорошая подготовка к школе

• Возможность участвовать в жизни детского сада

• Другое

9. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, от общения с персоналом.

1 5 10

10. На каких мероприятиях Вам удалось побывать в детском саду и что понравилось, удивило, запомнилось?

11. Ваши предложения по организации досуговой деятельности совместно с родителями - экскурсии, праздники и т. п.

12. Какие платные дополнительные образовательные услуги, по Вашему мнению, необходимы ребенку в следующем учебном году:

• Танцы

• Английский язык и дошкольник

«Клякса» (рисование)

• Сенсорная комната

• Фитбол

• Подготовка к школе

«Умелые ручки»

• Логоритмика

Добавить свое….

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами,.

Консультация «Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Перед тем, как начать делиться опытом работы по данной теме, хочу процитировать слова советского педагога, заслуженного учителя Василия.

Использование Интернет-сервисов для организации работы с Родителями воспитанников. Как считают многие родители образовательное учреждение призвано осуществлять основной вклад в дело развития и формирования личности их ребенка,так.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.

Методическая разработка по организации взаимодействия с семьями воспитанников «Семейный калейдоскоп» Звучит музыкальный фон. Ведущий: Когда появилось слово "семья"? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам:.

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Направления взаимодействия с родителями по организации индивидуальной работы с детьми. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников в первой младшей группе на 2014–2015 учебный год Сентябрь 1. Оформление и обновление информации в родительском уголке: визитной карточки группы, расписания образовательной и непосредственно.

План партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (средняя группа) фрагмент тематического плана партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (средняя группа) Цель:установление партнерских отношений.

Проект «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации» Тип проекта Информационно- познавательный Продолжительность Долгосрочный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, Родители воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями воспитанников
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 17:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД