Получи документы

Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда

Римма Яушева
Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда

Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Публикация «Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда» размещена в разделах

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди дошкольников и младших школьников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Для осуществления лечебно– оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду и школе проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы). Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.

Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда школы.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребёнка с нарушенным интеллектом.

Нарушения речи у школьников с недоразвитием интеллекта являются очень распространёнными и имеет стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие школьника с ограниченными возможностями здоровья, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи школьников с нарушением интеллекта способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся коррекционной школы.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. У учащихся нарушены познавательные процессы: внимание, память, мышление.

Нарушение речевой моторики.

Оно выражается в следующем:

нарушается двигательная функция органов артикуляции, т. е. движений языка, губ, челюсти и т. д. ; - снижение объёма, амплитуды движения языка, губ, челюсти;

- идёт снижение кинестезии – ребёнок не ощущает движения своих артикуляционных органов; наблюдается повышенная истощаемость артикуляционных движений,

- быстро утомляется, кончик языка синеет, устаёт;

- нарушена скорость переключения с одного движения на другое; наблюдается повышение тонуса мышц в органах артикуляции

- может наблюдаться тремор - ритмические подёргивания

- наблюдаются синкинезии, т. е. содружественные движения языка и челюсти; языка и углов рта; языка, углов рта и глаз

При псевдобульбарной дизартрии нарушается скорость переключения c с одного арткуляционного положения на другое. От скорости переключения зависит внятность речи.

Нарушение общей моторики.

Чем характеризуется общая моторика?

Общая моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координацией движений, эти дети неловки в навыках самообслуживания, они отстают от сверстников по ловкости и точности движений.

Нарушение мелкой моторики.

Симптоматика:

повышенный тонус мышц пальцев рук;

снижение кинестетических ощущений от движения пальцев рук;

наблюдаются трудности в восприятии и воспроизведении пальчиковых поз (не воспринимает и не воспроизводит – перебирает);

нарушена координация движений пальцев рук.

Дети не проявляют интерес к рисованию и другим видам ИЗО поэтому, следовательно их рука не готова к школьному обучению.

Нарушение мимической мускулатуры.

Симптоматика:

сглаженность носогубной складки;

малая подвижность движения лба, глаз, щёк и губ. Лицо ребёнка амимично (маскообразно).

Нарушение дыхания.

Симптоматика:

значительное снижение ЖЕЛ;

снижено кинестетическое чувство дыхательных движений. Дети, как правило, не ощущают свободного поднятия и опускания грудной клетки;

у них может быть нарушена центральная регуляция дыхания.

Нарушенной оказывается и просодическая сторона речи: темп речи, интонация, голос.

Все эти нарушения ведут к дефектам произносительной стороны речи. Дефекты выражаются в отсутствии сложных по артикуляции звуков, боковое, межзубное, горловое их произношение, отсутствие, искажение звуков, может идти замена искажённого произношения на искажённое, наблюдается тенденция сближения артикуляционных укладов.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми на логопедических занятиях, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики нарушений зрения.

Для достижения результатов логопедические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение, укрепление здоровья учащихся-логопатов. Методы и приемы позволяют школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для учащихся. Рассмотрим некоторые приемы, используемые во время проведения логопедических занятий.

Движение наглядно– дидактического материала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность. Например:

Зрительная гимнастика “Лиса”.

Са– Са– Са () Сы– сы– сы (глаза “моргают”)

Вот идет лиса. Хвост пушистый у лисы.

Су– су-су () Са– Са-са (глаза закрыты)

Видим мы лису. Лисонька-краса.

Глазки открываются -

Дети улыбаются.

Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Например:

(массаж

пальцев

поочередно) Мышка мыла – мыла лапку:

каждый пальчик по-порядку

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой,-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла-

Очень он боялся мыла!

Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Например, упражнение “Гудок паровоза”.

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

“Полет самолета”. Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

В своей работе использую элементы психогимнастики.

Уже на этапе организации класса использую настрои на успешную работу во время занятия, урока: - «У тебя всё получится».

Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах. Во время выполнения заданий ребёнка постоянно хвалю как можно чаще и естественней даже тогда, когда у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д., помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

Выполняются упражнения по картинкам, под стишки.

Например:

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем удивляться.

B печалиться умеем,

Если только заболеем.

А когда мы все здоровы –

Улыбаемся мы снова.

Упражнения на расслабление

Использую комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата, для формирования кинестетических ощущений «напряжение – расслабление». Все упражнения на расслабление, релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.

Выполнятся упражнения на расслабление: «Путешествие на облаке», «Штанга», «Ралли», «Волшебный сон», «Заводные игрушки», «Кулачки», «Загораем», «Солдаты и тряпичные куклы», «Любопытная Варвара» и др.

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Будто мы лежим на травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Упражнения на развитие общей моторики

1. Динамические упражнения с речевым сопровождением

Для предупреждения утомляемости и переключения внимания на занятиях используются элементы игры на развитие координации слова с движением, способствующие формированию пространственной организации движений, развитию слухового внимания, зрительной памяти, формированию слоговой структуры слова и автоматизации звуков.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем, Наклоняем голову вправо – влево.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ! Стучим по полу ногами.

Наши ручки: хлоп, хлоп! Хлопаем в ладошки.

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

1. Игры с мячом

Коррекция особенностей моторного развития учащихся осуществляется с использованием игр с мячом, способствующих физическому развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков, работе с кистями рук и взаимодействию между движением и речью.

«Договори словечко».

Детям дается задание закончить за логопедом слово, добавив изучаемый на этом занятии звук. Логопед бросает мяч и произносит: «ду (ш)», «мы (ш)», «гру (ш)» и т. д. Учащийся, добавив нужный звук, произносит все слово. В случае если ребенок не догадался, какой необходимо вставить звук, мяч возвращается. Тот, кто подсказывает с места, пропускает ход.

Объем двигательной активности дополняю проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает координированные движения пальчиков, помогает снять напряжение.

Например: (массаж пальцев поочередно)

Мышка мыла – мыла лапку:

каждый пальчик по-порядку

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой,-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла-

Очень он боялся мыла!

1. Кинезиологические упражнения

На занятиях используются кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (т. е. развивают мозолистое тело, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом порядке и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно.

«Кулак – ладонь». Показать детям два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми – десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. При затруднениях предложить учащимся: «Помогай себе – вслух или шепотом – командами «кулак – ладонь».

2. Пальчиковые игры

На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, так как речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих с пальцев рук.

Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения:

Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка! Руки с сомкнутыми пальцами лежат на столе.

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю. Пальцы раздвигаются «веером».

Кроме этого используются упражнения для развития мелкой моторики – «Перебери фасоль», «Отдели горох от фасоли» (имеются емкости с фасолью, горохом, игры-шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, закрашивания по темам.

Массаж лица

В логопедии в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности артикуляционной и мимической мускулатуры, у детей с ринолалией, дизартрией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

В своей работе я использую элементы массажа: массаж лица по основным массажным линиям, массаж основных точек, которые находятся на лице, массаж языка.

В результате массажа происходит усиление мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д., вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

а) комплексы артикуляционных упражнений

имеются комплексы артикуляционных упражнений для четырё х групп звуков: свистящих, шипящих, соноров Р и Л. Они проводятся по словесной инструкции или опосредованно - через стишки.

Статические упражнения по словесной инструкции:

- «Улыбка». Губы растянуты (улыбка, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

- «Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

- «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. Выполняются и другие упражнения.

Статические упражнения опосредованно:

- «Улыбка» :

Теперь я как лягушка

Тяну губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

И нисколько не устану.

- «Хоботок» :

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

- «Лопаточка» :

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Выполнение этих упражнений сопровождается показом весёлых картинок.

Выполняются и динамические артикуляционные упражнения: «Лошадки», «Маляр», «Дятел», «Индюшата» и др.

б) комплексы самомассажа языка

На индивидуальных занятиях наряду с проведением артикуляционной гимнастики, вместе с детьми разучиваются комплексы самомассажа языка, оказывающие воздействие на нервную систему, способствующие улучшению кровообращения, улучшающие функциональное состояние мышц, улучшающие речедвигательные процессы, а, в целом, для повышения эффективности логопедической работы.

«Накажи непослушный язык». Высунутый плоский широкий язык лежит между зубами. Легонько прикусывать только кончик языка, произнося: «та – та – та». Можно изменять ударение и состав слогов, например: «ты – ты – ты», «тэ – тэ – тэ», «та – ты – тэ», «та – тэ – та – тэ» и так далее.

Упражнение для гиперкоррекции языка при парезах. Если при выполнении, прикусывая высунутый плоский широкий язык, с одной стороны, язык прикусывается, а с другой, нет, то выполняется следующее упражнение: «Пожевать язык». Поочередно прикусывать боковые края языка то справа, то слева.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Например, упражнение «Гудок паровоза».

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе компенсирующей направленности.

Интегрированная работа учителя-логопеда с родителями и руководителем по изобразительной деятельностиИнтегрированная работа учителя-логопеда с родителями и руководителем по изобразительной деятельности Проект "От былинных богатырей до наших дней" Цель: 1. Создать условия для развития монологической речи дошкольников. 2. Привлечь родителей.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопедаИспользование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе «В гостях у козы Лизы» .

Папки в коррекцонно-развивающей деятельности учителя-логопеда Одной из задач учителя-логопеда является оказание помощи родителям. Практика работы на логопункте свидетельствует о том, что родителям не.

Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя - логопеда Современная логопедия находится в постоянном.

Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда
Опубликовано: 4 августа 2016 в 10:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД