МААМ-картинки

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

Елена Иконникова
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

Общеизвестно, ценности личности формируются в семье, дошкольных организациях, школе, в сфере массовой информации и т. д. Но наиболее системно, последовательно духовно-нравственное развитие личности происходит, на мой взгляд, в сфере дошкольного образования, где развитие и воспитание дошкольников обеспечено всем укладом детской жизни.

Именно в детском саду сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь дошкольника. Отношение к детскому саду, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах

В 2007 — 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Концепция нравственно - патриотического воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта первой ступени общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития воспитанников.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.

В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Актуальность проблемы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась в течение 3-х лет, с 2012 года по 2014 год.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012г. – октябрь 2012г.

На данном этапе проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса) с целью определения представлений о родном селе и отношения к нему.

2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2012г. – март 2014г.

На данном этапе был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей села, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 года – сентябрь 2014 года.

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, мониторинг.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников были определены следующие задачи:

1. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

4. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

7. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:

• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;

• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

• проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;

воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

• понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

• Интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.

• Овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.

• Участие родителей в реализации воспитательной системы.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:

• игровые,

• ИКТ,

• здоровьесберегающие,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• проектный метод,

Принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 07:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД