МААМ-картинки

Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

Алевтина Костылева
Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

В современном мире каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей («Конвенции о правах ребёнка» (1989, «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993). Гарантии реализации права на образование закреплены и в новом, вступившем в силу 1 сентября 2013 года, Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором государство Российской Федерации гарантирует получение бесплатного дошкольного образования каждому маленькому гражданину, проживающего на территории этого субъекта.

Публикация «Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей оказания качественной коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). С принятием нового закона об образовании закрепилось понятие «инклюзивное образование», которое определяется в законодательном документе как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций. Таким образом, с вступлением в силу нового закона об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья на деле получают равные образовательные возможности с остальными детьми, как это принято во всем цивилизованном мире.

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определённые условия. Закон прописывает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» - единственное учреждение в Надымском районе, в котором функционируют группы компенсирующей направленности с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья :

• для детей с задержкой психического развития;

• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средней степени выраженности.

Группы созданы с целью максимально возможной социальной адаптации детей с ОВЗ, социально-личностной реабилитации воспитанников, овладения ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

На основании Государственой программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175, Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, Окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы в МДОУ «Ёлочка» в рамках сетевого взаимодействия объектов инфраструктуры с 2011 года внедрено 3 социально-значимых проекта социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство :

«Детоцентрированная организация инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ»;

«Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учета их образовательных возможностей и потребностей» (в рамках муниципальной инновационной площадки);

«Особый ребёнок» (организация работы группы выходного дня для детей-инвалидов, не посещающих ДОУ).

Внедрение проектов социальной интеграции в практику дошкольного образования позволяет создавать необходимые условия функционирования механизма безбарьерной среды, содействовать обогащению социально-культурного потенциала, направленного на расширение возможностей детей с ОВЗ, их личностное развитие, приобретение навыков разнопланового взаимодействия с окружающими, формирование у детей с ОВЗ предпосылок успешной адаптации к школьному обучению.

Для продуктивного совместного обучения детей с различными нарушениями развития, из набора имеющихся в практике дошкольного образования базовых моделей интеграции в диапазоне от полной до эпизодической, в учреждении используется частичная и временная интеграция. В 2011 году в ДОУ стартовал проект детоцентрированной организации инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ. В нём представлена модель инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, направленная на обеспечение дошкольниками достаточного уровня сформированности социально-личностной компетентности через расширение возможностей социальных контактов. Для каждого ребёнка с ОВЗ, участника проекта, осуществлён подбор наиболее подходящего социально-абилитационного комплекса: группы ДОУ, конкретной тактики сопровождения, условий обеспечения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, графика пребывания ребёнка в группе и посещения занятий, наиболее приемлемых моделей взаимодействия и формы инклюзивных мероприятий. Реализация системы мероприятий осуществляется междисциплинарной творческой группой, в состав которой входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги специализированных групп для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, под руководством координатора проекта. За прошедший период в группы общеразвивающей направленности было интегрировано 5 человек.

В соответствии с планом мероприятий по развитию вариативных форм дошкольного образования в муниципальном образовании Надымский район на 2011-2015 годы (приказ МУ «УДО» от 27.06.2011г. №67/1) в рамках функционирования инновационной площадки «Территория помощи» (приказ ДО Администрации муниципального образования Надымский район №848/1 от 30.09.2013г.) с 2011 года в ДОУ реализуется инновационный проект «Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей». Проект на основе новых организационных форм направлен на формирование гибкой и доступной системы коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, не посещающим ДОУ. В рамках проекта специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель) оказывают индивидуальную коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ на дому. Для каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных возможностей и степени выраженности нарушений, комплексно разрабатывается индивидуально-ориентированная программа развития. Одной из главных задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на дому, является включение родителей в абилитационный процесс и обучение их коррекционно-развивающим методам и приёмам. За период реализации проекта специализированной помощью было охвачено 5 детей-инвалидов.

Для охвата большего количества детей города, оказания помощи и высвобождения родителей в выходной день в МДОУ функционирует группа кратковременного пребывания (далее - ГКП) – группа выходного дня для детей-инвалидов «Особый ребёнок» (приказ УДО Администрации муниципального образования Надымский район» от 27.06.2011г. №67/1). Группа создана в целях обеспечения элементарной социальной адаптации, развития коммуникативных качеств детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

В группу зачисляются дети 3-7 лет, имеющие сочетания 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Группа осуществляет следующие функции:

• развивающую – развитие детей на основе личностно-ориентированного подхода через специфичные для каждого возраста виды деятельности;

• воспитательную – способствование социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, овладению ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения;

• консультативную – повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родителям детей, не посещающих ДОУ, также необходима помощь в вопросах воспитания и развития ребёнка. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа департамента образования ЯНАО от 28.12.2011 года №2294 «Об утверждении Примерного положения о порядке организации на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа консультативных пунктов для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях семьи" в МДОУ «Ёлочка» на протяжении 3-х лет функционирует Консультативный пункт для родителей чьи дети не посещают образовательные учреждения.

Основными целями организации Консультативного пункта являются:

• обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

• оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи.

В перечень услуг входит:

• просвещение родителей с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;

• диагностика развития ребенка и информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка;

• консультирование об основных направлениях воспитания и развития в условиях семьи.

Таким образом, создание особых условий для реализации образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает нормативно закрепленное за детьми с ОВЗ право на получение бесплатного образования.

Публикации по теме:

Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Современные дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие.

Перспективный план работы с педагогами ДОУ на 2014–2015 учебный год по формированию правовой компетенции Сентябрь 1. Совместный анализ нормативных документов и правовых ресурсов: Конституция РФ; Гражданский кодекс; Семейный кодекс; ФЗ об основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ
Опубликовано: 10 марта 2015 в 22:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД