Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества

Ольга Карбаинова
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества

Согласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивидуальности и инициативы детей является:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, продуктивной и т. д.). (1, п. 3.2.5)

Каким же образом педагог дошкольного учреждения может создать эти условия для детей? Прежде всего, рассмотрим само понятие «детская инициатива». В педагогическом словаре сказано, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. В разном возрасте инициатива у детей проявляется по разному: в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность; в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками; в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. (2)

В последнее время, очень много внимания уделяется проблеме поддержки и развития детской инициативы. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики и возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, проявлять способность к принятию собственных решений. [1] Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Но для того, чтобы ребенок мог проявить инициативу, необходимо заложить основу для его свободного выбора. Это можно сделать в ходе совместных (обучающих) игр и занятий педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта и знаний.

В нашем детском саду периодически проводятся образовательные события, организация которых требует достаточно трудоемкой подготовки, как педагогов, так и детей, ведь для того, чтобы оно получилось ярким и запоминающим его нужно тщательно продумать и подготовить. Одним из этапов подготовки является подготовка предметно-пространственной среды, чем реалистичнее и интереснее она будет, тем глубже будет погружение детей в образовательное событие. Также обязательным условием для реализации таких мероприятий является непосредственное и инициативное участие детей в такой подготовке. Перед детьми ставиться проблемная ситуация и предлагается найти пути ее решения и дети начинают предлагать свои варианты ее решения. Именно благодаря этому проявляется детская инициатива. Также детскую инициативу можно и нужно развивать уже непосредственно во время подготовки атрибутики и костюмов к мероприятию.

Каким образом это можно сделать? Важно и нужно предложить детям возможность выбора материала, оборудования, техники работы при выполнении творческих заданий. К примеру: я предложила детям оформить указатель центра активности «Мелки». Такой указатель мы использовали во время проведения «Фестиваля красок» в детском саду, он должен был выглядеть так, чтобы детям было понятно, что в данном центре они смогут порисовать на асфальте. Указатель представлял собой несколько картонных коробок, различных по размеру и скрепленных между собой, поверхность каждой коробки я подготовила по разному: несколько сторон коробки были превращены в грифельную доску, при помощи специально изготовленного состава, остальные обклеены белой бумагой. Далее я предложила детям ее оформить. Для оформления были предложены цветные мелки для рисования на грифельной поверхности, воздушные краски и краски для рисования на асфальте. Все эти материалы было предложено изготовить самостоятельно. Когда краски были подготовлены, я предложила детям выбрать способ нанесения красок на указатель – они могли рисовать пальчиками, малярными, обычными и поролоновыми кистями, салфетками и ватными палочками. Таким образом, при подготовке одного атрибута было решено множество образовательных, воспитательных и развивающих задач, одна из которых – поддержка и развитие детской инициативы.

Этот же прием можно использовать и в других творческих занятиях – лепке, аппликации, конструировании, всегда предлагая выбор материала, оборудования, способов действия, сюжета. Но не следует забывать о том, что для того, чтобы дети могли выбрать способ действия, педагог должен научить детей множеству разных техник работы (в том числе и нетрадиционных) в творческой деятельности. Именно владея знаниями о материалах для творчества и множествах различных способах их применения, ребенок сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор, а значить проявить свою самостоятельность и инициативность.

Таким образом, подводя итог изложенному выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческая деятельность является прекрасным средством для поддержки и развития детской инициативы, а педагог должен и может создать для этого условия.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.

2. http://www.maam.ru/detskijsad/vidy-detskoi-iniciativy-i-vidy-e-poderzhki. Светлана Мальцева. Виды детской инициативы и виды ее поддержки

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Публикации по теме:

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта межмуниципального сетевого взаимодействия «ФГОС ДО» 11 апреля 2018 года прошел методический день «Создание.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ» Старший воспитатель Финько Наталья Ивановна МДБОУ «Детский.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 05:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...