МААМ-картинки

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Наталья Горохова
Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей воспитанников, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Публикация «Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какого же ребёнка считать одарённым?

В настоящее время одарё нными принято считать:

• детей с интеллектом выше среднего;

• детей с высоким уровнем творческих способностей;

• детей, достигших успехов в определенных областях деятельности.

Задача педагогов - понять таких детей и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители и организации дополнительного образования.

Для поддержки и развития одаренных дошкольников, создания предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, в МБДОУ необходимо создать определенные условия.

Эта работа должна осуществляться через комплексную образовательную деятельность, в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть динамичной, постоянно меняющейся, чтобы дети реализовали свой потенциал, нашли себе занятие по интересам, потребностям и возможностям. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

Организация дополнительных платных образовательных услуг в нашем МБДОУ также способствует развитию способностей ребенка, из многообразия услуг каждый может выбрать для себя интересную и значимую именно для него деятельность, тем самым обеспечивается вариативность образовательных траекторий. Направленность услуг самая разнообразная – художественно-эстетическая (Танцевальная студия, Студия вокального мастерства, Творческая мастерская «Фантазия», Театральная студия «В гостях у сказки», физическая (Спортивная гимнастика, познавательная, речевая и социально-коммуникативная (Развивающие занятия с психологом «Кроха» для детей раннего возраста, Индивидуальные занятия по коррекции речи, Английский для дошкольников).

Деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.

Другая проблема связана с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

В процессе воспитания и обучения не надо игнорировать появляющееся у детей качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Целенаправленная работа с одаренными детьми необходима в детском саду, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.

Создана ли в нашем МБДОУ система выявления и сопровождения талантливых детей, стимулирования их достижений?

В целом, нет, это обусловлено большим количеством молодых педагогов (более 50%, которым довольно сложно проводить такую непростую работу, хотя и существует процесс выявления талантливых детей, индивидуально-дифференцированный подход к ним, при этом есть необходимость в систематизации знаний и умений опытных педагогов, необходимость в обобщении передового педагогического опыта.

Ежегодно воспитанники нашего детского сада принимают участие в очных и заочных конкурсах различного уровня (международных, всероссийских, областных, городских и районных). Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.

Готовясь к конкурсам, мы стараемся работать с самыми способными, надёжными, творческими воспитанниками. В чём сложность? Выбор среди детей небольшой, поэтому приходится зачастую работать с одними и теми же воспитанниками. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для воспитанников, но и для педагога.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способности каждого конкретного ребёнка.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

А. Бебель

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Формирование здоровья ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения Гикавчук И. А. воспитатель МДОУ№ 57 г. Майкоп Наши дети. Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, чтобы они выросли.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения «Комплексная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения».

Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего.

Консультация «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в условиях дома ребенка» Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 28 марта 2018 в 08:33
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД