МААМ-картинки

Средства познавательного развития детей дошкольного возраста

Надежда Парасовская
Средства познавательного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Как известно, основой познавательной активности служит образовательная познавательная задача, предполагающая наличие поисковых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Перед современными педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для этого необходимо применять различные средства. Важными средствами познавательного развития детей дошкольного возраста являются : познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. Рассмотрим их. «Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Проектный метод актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

Публикация «Средства познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

По мнению Н. Е. Вераксы, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Немаловажна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. К этому виду деятельности относятся экспериментирование и исследование. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

«Экспериментирование» - форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как средство, близкое к идеальному.

«Исследование» - особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник по-лучения представлений о мире. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Для проведения исследовательской деятельности, необходимо обустроить «Лабораторию». В ней должны быть приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1) Постановка проблемы (задачи).

2) Поиск путей решения проблемы.

3) Проведение опытов.

4) Фиксация наблюдений.

5) Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, поместив две луковицы в банку с водой и без воды, дети наблюдают за их развитием : какая луковица прорастет быстрее, почему, какое влияние на развитие растений оказывает человек. Дети приходят к выводу - о необходимости влаги для роста растений. В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы.

Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу можно начинать с 4 лет. В этом возрасте развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град; свойства песка, воды; утро - вечер, день - ночь и т. д., а также знакомим с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты: способ передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит); облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов; ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются); как реагируют на окружающее; среда обитания : особенности местности, корм, другие животные — соседи (враги, нейтральные); взаимоотношения с людьми (реакция на их появление); жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно - методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (рябине, клену, сосне, тополю и пр., первоцветам. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые и т. д.

Еще одно средство познавательного развития детей – игровые технологии. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. К игровым технологиям относятся такие игры как, дидактические (игры с правилами, предметные, настольно-печатные, словесные, подвижные игры, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.

Дидактические игры.

«Рукотворный и нерукотворный мир». Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. «Кому что нужно». Формируются представления о предметах, которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности). Закрепления знания о предметном мире. «Разложи правильно», где предлагается детям разложить в разные корзинки овощи и фрукты. «Чудесный мешочек», где дети отгадывают овощи и фрукты на ощупь. «Узнай на вкус», где дидактической задачей является упражнение детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький). «Кто как кричит». Научить детей различать животных по внешнему виду и издаваемым звукам. «Мои друзья». Целью данной игры является закрепление знаний детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Тема природы широко отражается в настольно – печатных играх. Дети с удовольствием играют в игры «Кто что ест» (чем питаются домашние животные, «Когда это бывает» (времена года и сезонные природные явления, «Прыгает, летает, плавает…» (способы передвижения, «Зоологическое лото» (классификация животных, правильное называние, «Что где растёт» (классификация овощей и фруктов и их произрастание, «Мамы и малыши» (животные и их детёныши).

Очень много подвижных игр, в которых кроме основной цели развития движений решается и задача ознакомления детей с природой. Дети с удовольствием играют в такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Сова», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши».

Множество сюжетно-ролевых игр, направленных на знакомство с окружающим миром, природой, предметным миром. Например, «Собираемся на прогулку», «Магазин», «Парикмахерская», «Шоферы», «Строители», «Семья», «Детский сад», «Дочки-матери» и мн. др.

Еще одно средство познавательного развития детей – это информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Существует 4 группы информационно-коммуникационных технологий:

1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. Например, «Угадай, кто – животные Африки» (знакомство с животными жарких стран); «Светофорчик» (знакомство с сигналами светофора и правилами дорожного движения); «Детям о воде» (познакомить с водой в природе, где встречается, что бывает там, где нет воды).

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление счёта предметов, количества, свойств предметов, классификации и т. д. : «Волшебные загадки», «Мышонок и числовые домики» и др.

3 группа – это материалы ИКТ используемые при под готовке к образовательной деятельности, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского», презентации по русским народным сказкам.

4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями: Консультации для родителей и педагогов: «Ребёнок и компьютер», «Как и зачем играть с детьми», «Учим рассказывать», «Скоро в школу»; Тематические фильмы, видеоролики: «День матери», «Защитники Отечества», «8 марта» и др.

Таким образом, средствами познавательного развития являются познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой.

Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у детей 5–6 лет Аммосова Тамара Яковлевна воспитатель МБДОУ №89 «Парус» г. Якутск Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у.

Использование музыки в игротерапии как средства развития и коррекции речи детей с ОНР «Использование музыки в игротерапии, как средства в развитии и коррекции речи детей с ОНР» Доклад подготовили: Черкащенко Л. С Музыкальный.

Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО Тема: «Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошколь-ного возраста в условиях ДОО».

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

О технологиях развивающего обучения как средстве познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста 1слайд Одна из важных задач современного дошкольного образования – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию.

ООД для детей младшего дошкольного возраста с приоритетом познавательного развития «День рождения игрушек» ООД НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИГРУШЕК» ЦЕЛЬ: Развивать представление, мышление, память. Вызывать у детей позитивно эмоциональное отношение,.

Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам познавательного развития детей раннего возраста В МБДОУ №1 я работаю 2 года. Для кого то это срок маленький, а для кого то и большой. За проработанное время я поняла значимость совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2016 в 18:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД