Становление целенаправленной игровой деятельности у детей первой младшей группы

Елена Гамбалевская
Становление целенаправленной игровой деятельности у детей первой младшей группы

Целенаправленная деятельность - это деятельность, в которой человек (взрослый или ребенок) ставит перед собой и затем реализует одну цель или несколько взаимосвязанных целей.

Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребенка в самостоятельной постановке целей и их реализации весьма ограниченны.

Какие цели может ставить перед собой ребенок этого возраста в реальной жизни? Собрать пирамидку, самостоятельно одеться, достать какой-то предмет и т. п. Диапазон этих целей очень невелик.

В игре диапазон целей существенно расширяется за счет возможности достигать их с помощью любых «ненастоящих» средств и способов. Эта возможность позволяет ребенку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать одну цель с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол).

При формировании целенаправленной деятельности в игре ставила четыре основные задачи:

- знакомить детей с разнообразием игровых целей;

- побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

- практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

В группе надо создать для детей условия необходимые для становления и развития игровой деятельности. Дети охотно играют в кукольном уголке, в котором есть разнообразные предметы «взрослого быта». Большие мягкие модули используем для строительства домов, машин, поезда. На большом автомобиле отправляемся в путешествия.

Становление целенаправленной игровой деятельности у детей первой младшей группы

В адаптационный период задача совместных игр с детьми – наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Мы играли в такие игры: «Шли, шли, что-то нашли», «Загляните ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками». Основной игровой целью, которую ставила перед собой, была цель проявить заботу, внимание к каждому ребенку. Иногда цели общения в игре объединялись с практическими. Если я варила кашу для детей, то угощая их, находила для каждого приветливое слово. В этих играх не используются игровые персонажи, поскольку они отвлекают воспитателя и детей от непосредственного общения друг с другом. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Играя с детьми, ставила простые известные малышам игровые цели. Дети вместе со мной прятались от дождя, собирали цветы. Более сложные игровые цели, такие, как сварить суп, реализовала сама. Малыши в этих играх были лишь активными наблюдателями. В играх использовала копии реальных предметов, а не их заместители.

Формируя у малышей умение ставить цель, нужно учитывать, что у ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник — действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, почти каждый день Денис крутит руль игрушечного автомобиля, потому что папа привозит его в детский сад на машине. При наличии у ребенка таких личных игровых целей не мешайте малышу самостоятельно реализовывать их.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину, а у некоторых они отсутствуют совсем. Чтобы побудить ребенка принять поставленную вами новую игровую цель и начать самостоятельно реализовывать ее, малыш должен быть готов подражать взрослому.

Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, малыш может захотеть сделать то же. Однако результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре.

Обучая детей целенаправленной деятельности в игре, использовала путь приобщения детей к новым игровым целям, при котором основным побудителем становится не подражание взрослому, а общение с ним. Такой путь предполагает несколько иную организацию игры с ребенком, чем тот, который основан на подражании детей игровым действиям взрослого.

Первый шаг - игровые действия воспитателя направлены на детей. Приглашаю детей в игру. Ставлю, например, две цели: «Сейчас буду печь для вас булочки», «Испеку булочки – буду вас кормить». Затем реализую первую игровую цель и одновременно знакомлю детей с условными способами выполнения игровых действий (пеку булочки, комментирую свои действия). Реализую вторую игровую цель (кормлю детей булочками). Ребенок при этом узнает, что есть можно «понарошку», используя разнообразные предметы-заместители. Заканчивая игру, переключаю детей на самостоятельную игру («Булочек много осталось. Спросите у наших игрушек, может быть они тоже хотят булочек»). В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, поездки, а от общения с вами.

Второй шаг - игровые действия детей направлены на воспитателя. Теперь вы предлагаете детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас (покормить, помыть вам руки, покатать на автомобиле и т. п.). Я ставлю перед детьми общую игровую цель, которую они будут реализовывать сами, мотивирую ее. («Я пришла с работы. Устала. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне приготовит что-нибудь поесть?») Очень важна помощь воспитателя каждому ребенку в конкретизации этой общей игровой цели – кто и чем может вас накормить. Дети реализуют игровую цель. Помогаю каждому приготовить «еду», показывая игровые действия. Затем побуждаю детей к реализации следующей игровой цели («У кого еда готова? Можете меня покормить?») Педагог выступает в роли благодарного партнера ребенка по игре. Он одобряет и приготовленную еду и то, как заботливо его кормят.

Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно вас, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении вас новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Третий шаг – игровые действия детей направлены на игрушку. Я подготавливаю детей к выбору игровых целей. («Видите, как много детей у нас в группе и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку, даже компот и яичницу. Не волнуйтесь, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?»).

Далее побуждаю каждого ребенка к постановке игровой цели. («Вот эта собачка выбрала тебя, Оля. Что ты ей приготовишь?», помогаю удерживать игровую цель и интересно развивать игру. Затем предлагаю новую игровую цель («Щенята захотели спать. А спать они любят на коврике. Вот вам коврики»).

Одна игра может включать не более двух-трех игровых целей. Если малыши просят подсказать новые игровые цели, я предлагаю им такие, для реализации которых не требуется мое прямое участие. Это должно быть что-то хорошо знакомое ребенку, связанное с его жизненной практикой (умыть, покатать на машине).

Играя с детьми, учитываю их интересы и возможности. В игре даже самую обыденную цель можно достичь самым необычным способом, используя самые неподходящие с точки зрения реального достижения предметы. Поэтому стараюсь раскрыть перед ребенком возможность использовать предметы-заместители и научить совершать условные действия с ними, а так же приохотить детей к самостоятельному поиску и применению новых оригинальных способов достижения игровых целей. Действуя в игре с предметами-заместителями, ребенок усваивает и назначение, и функции предметов, а также овладевает обобщенными действиями с ними.

Например, ребенок кормит куклу. Манипулируя с игрушечной ложкой, он достаточно точно, воспроизводит действия, которые совершал с настоящей ложкой. При переносе действий с реальных предметов на игрушечные или предметы-заместители (палочка вместо ложки и т. п.) происходит обобщение действий. Это сложная умственная операция, для осуществления которой игра предоставляет широкие возможности.

Играя с детьми, мы приобщаем их к неожиданным и интересным поворотам сюжета игры, расширению игровых целей и умений, подводя тем самым к сюжетно-ролевой игре.

Публикации по теме:

Подводим итоги уходящего года… .

Приглашаю в гости в группу.Приглашаю в гости в группу. Хочу и я пригласить всех в свою группу. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности дошкольников является.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Весна
  • История
Автор публикации:
Становление целенаправленной игровой деятельности у детей первой младшей группы
Опубликовано: 30 июля 2012 в 22:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...