Папки-передвижки

Игровая деятельность детей младшей группы в условиях ФГОС

Людмила Кардаш
Игровая деятельность детей младшей группы в условиях ФГОС

Игровая деятельность детей младшей группы в условиях ФГОС

Кардаш Людмила Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка» Старооскольского городского округа

Игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Публикация «Игровая деятельность детей младшей группы в условиях ФГОС» размещена в разделах

Игра, по определению А. Н. Леонтьева, «является ведущей деятельностью ребенка, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно - правовые документы.

Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования: такие как Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014 г. № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, она является средством развития способностей к преобразованиям, социализации и развития коммуникативных способностей, также игра является средством развития воображения и фантазии, развития способностей к символизации, средством развития произвольности поведения и развитием способности к преобразованиям. Игра должна присутствовать в воспитании и обучении в разных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких чувств, как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.

В области познавательного развития игра развивает интересы детей, их любознательность, повышает познавательную мотивацию, способствует становлению сознания. Дидактические игры решают задачи умственного и сенсорного развития.

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Во всех видах игр осуществляется много задач речевого развития: обогащение активного словаря, развития связной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, речевого творчества.

В художественно-эстетическом развитии сюжетно – ролевая и театрализованная игра создает предпосылки ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.

Физическое развитие. Подвижные игры учат детей целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере; совершенствуют движения ребенка; повышают его физическую активность и эмоциональное благополучие. Подвижные игры с правилами способствуют социализации, развивают воображение, формируют умение договариваться и сотрудничать.

Одним из главных требований к руководству детской игрой Н. Я. Михайленко считает «владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которой он не может научить детей играть». Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, сюжетами, ролями, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого нужно учиться фантазировать, придумывать сюжеты, знать саму игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру, по мнению М. Ф. Губановой, происходит следующим образом: «педагог, желая обучить их каким – либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекать исподволь, создавая определенную эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалёку детей. Постепенно дети всё больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель отводит им разные роли и побуждает к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей».

Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» игры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необязательности и свободы игры.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета. Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнёра в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Малыши, впервые пришедшие в детский сад, получают много новых впечатлений, но вначале они мало отражаются в игре. Игра в «детский сад» ограничивается тем, что ребята только кормят своих кукол, укладывают их спать. Причина бедности этих игр, как показывают наблюдения, в том, что представления о детском саде у детей нечеткие, отрывочные. Впечатлений много, а разобраться в них трудно. Главное, у детей нет представлений о деятельности сотрудников детского сада, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, которым подражают, понимают их значение. Детей систематически знакомим с работой повара, няни, медсестры. Все это дает материал для игры. Интересные занятия вызывают у детей желание, подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними дидактические игры.

У детей младшей группы поводом к игре часто служат случайные ассоциации. В этом должен помогать воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. Так, наглядно напоминая детям о том, что они увидели, воспитатель все же не определяет тему игры. Одна и та же игрушка может вызвать разные ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие», а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть знакомую сказку.

Одна из основных тенденций развития игры – формирование ее целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.

Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает право, как воспитателю, учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Задавая вопросы: «Во что будешь играть? Кем будешь? Какие игрушки хочешь взять на прогулку? Что будешь строить?» – заставляем ребенка задуматься, определить тему игры. Воспитатель наблюдает, выполняют ли дети задуманное, и старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако педагог не настаивает на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

Усложняя содержания игры, возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры еще только начинается, с уважением относится к замыслу участников, могут дать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

Иное дело, когда в ходе игры неосторожным вмешательством можно нарушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к игре.

Руководя игрой, воспитатель всегда помнит о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой исключают всякого рода принуждение, никогда не фантазируют за ребенка, не придумывают за него игру. Очень деликатно стараются влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Воспитатель изучает игру, чтобы лучше руководить ею.

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с воспитанием детского коллектива в целом.

Когда дети выбирают игру, воспитатель старается следить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Малышу нужно помочь в выборе игры и потому, что он еще не освоился с обстановкой детского сада, стесняется воспитателя, не решается взять привлекающую его игрушку, примкнуть к игре товарищей. В таких случаях игра помогает педагогу понять ребенка, сблизиться с ним.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим Мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика».

При обучении детей сюжетно-ролевой игре перед воспитателем стоят задачи:

-постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;

-помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;

-пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами – заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

Воспитатель должен уделить внимание при обеспечении условий для возникновения и развития игровой деятельности : достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе, обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие. Знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается направление детей на игру.

В младшем возрасте ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда.

Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Воспроизводя различные события жизни, через игру – эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой, Новосибирск, 1994

2. Михайленко Н. Я, Короткова Н. А. Как играть с ребенком, Москва Академический проект, 2001

3. Бондаренко А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. – Москва, Просвещение, 1983

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

5. Найбауэр А. В., Куракина О. В. Мама – рядом, Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

Публикации по теме:

Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС Совещание руководителей ГМО в рамках августовской педагогической конференции "Роль современной методической службы в образовательном пространстве.

Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС «Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС ДОО» Одной из эффективных форм системы непрерывного.

Игровая деятельность детей во второй младшей группе Тема выступления: «Игровая деятельность детей во второй младшей группе». Доклад подготовила: Тарасова Татьяна Юрьевна воспитатель д/с№16.

«Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС до». Презентация Сообщение «Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила Михеева Светлана Владимировна.

Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы. Мы работаем в саду общеразвивающего вида с детьми 4 лет, вторая младшая группа. И обратили внимание, что моторика некоторых детей сильно.

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.

Игровая деятельность в реализации ФГОС до. Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке на чаепитие» Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке на чаепитие» для детей среднего возраста. Цель: формирование социального опыта детей средствами.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образованияПроектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Кемерово 2016.

Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность ДОУ в условиях ФГОС  Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность детей младшей группы в условиях ФГОС
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 19:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД