Получи документы

Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества (3 фото)

Татьяна Романычева
Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества

Статья

Учимся играть у Джанни Родари

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин. Многим, очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты, мужества, находчивости замечательные сказки Джанни Родари.

Некоторые наивные люди полагают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Очень хочется подчеркнуть: именно юмор и занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка. Джанни Родари хорошо понимает это.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества» размещена в разделах

Джанни Родари учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни - в автобусе, в машине, по дороге в школу и детский сад.

Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества

Примеры игр Джанни Родари

1. Напишите любое слово. Например “веник”. Придумайте слова, которые начинаются на его первые буквы, то есть на “в”, “е”, “н”, “и”” и “к”. Допустим, у вас получилось “волк”, “енот”, “нога”, “избушка” и “капуста”. А теперь попробуйте придумать стихотворение, в котором будут использованы эти слова.

2. Возьмите любое слово. Например, «зайчик». Попробуйте вместе с ребенком придумать рассказ про зайчика.

3. Попробуйте вместе придумать фантастический вопрос. Например: «Что было бы, если бы у вас было шесть рук?» Придумайте вместе рассказ на эту тему.

4. Деформируйте слова. Допустим, можно добавлять ко всем словам префикс «не», «раз», «мини», «би» или «три» («тримышка», «анти» (антибантик). И дальше фантазируйте сколько угодно с получившимися персонажами.

5. Используйте грамматические ошибки в тетрадях ваших детей. Возьмите любое слово, написанное с ошибкой и придумайте про него историю. 6. Вырежьте заголовки из статей, сгруппируйте их – и получится целая поэма. Например: «Серьезное столкновение на шоссе А-2 Между двумя танго В честь Алессандро Мандзони.».

7. Помните старую игру с записками и вопросами? «Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем кончилось?» Это гениальный способ сочинять рассказы и развивать фантазию. Первый член группы отвечает на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Затем ответы прочитываются вслух как слитный рассказ. Может получиться полная несуразица, а может наметиться зародыш комического рассказа.

Например:

Покойник на Пизанской башне

Вязал чулок.

Он сказал: сколько будет трижды три?

Люди пели: «Услышь мою боль!»

Кончилось со счетом три — ноль.

(Эта отменная рифма получилась случайно.) Участники игры зачитывают ответы, хохочут, и на том все кончается. Или же полученная ситуация подвергается анализу, с тем чтобы из нее вышел рассказ.

Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую — настоящий перпетуум мобиле.

8. Выпишите любую фразу из стихотворения. Например: «А вот и зелень распушилась». Попробуйте, зажмурившись, услышать в ней мешанину звуков и перефразировать. У Джанни Родари получилось: «В субботу села, надушилась». Это почти что игра в испорченный телефон.

9. Можно взять любое существительное и облечь его в форму загадки. Как, например, морковь – «Сидит девица в темнице, а коса на улице». А вы придумайте загадку на своё слово. Оптимально, если у вас получится в стихотворной форме.

10. Придумайте лжезагадку. Это такая загадка, в которой уже есть ответ, но он зашифрован. Вариант Джанни Родари:

Синьор Освальд в разгар летней поры

Направился в Африку, где погибал от жары.

Возникает вопрос: почему он страдал от жары:

Потому что родился в Форли

Иль потому что Освальдом его нарекли?

11. Перевирайте сказки!

«— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да, Красная.

Так вот, позвал ее папа и…

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

— К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…»…

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Дети играют теперь не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой; бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму, установит более четкую грань между миром подлинным, где известные вольности недопустимы, и миром вымысла. Это рано или поздно должно произойти: конечно, не раньше, чем волк, леший и ведьма выполнят свою традиционную миссию, но, разумеется, и не слишком поздно.

12. Возьмите пять слов из знакомой сказки. Например: «девочка», «волк», «цветы», «лес». «бабушка» и шестое слово, постороннее. Скажем, «вертолет». Придумайте историю с этими шестью словами.

Фото №1 Статья Учимся играть у Джанни Родари Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок так писал великий Пушкин

13. Выворачивайте сказки наизнанку: «Красная шапочка злая, а волк добрый». А как дальше разворачивались события? Мальчик-с-Пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все — согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева… Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха… Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат новым частично или полностью — это уж зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам данной сказки. Метод «выворачивания сказки наизнанку» годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.

14. Придумывайте продолжения сказок.

15. Отличный вариант – салат из сказок. «Красная шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика». И что же было дальше?

Фото №2 Многим очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты мужества находчивости замечательные сказки Джанни Родари

Больше игр в Книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Публикации по теме:

Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников» Что такое песочная терапия? Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что.

Консультация для педагогов «Средства формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников» Консультация для педагогов "Средства формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников»" Формирование у детей младшего дошкольного.

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников» Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных.

Консультация для родителей и педагогов «Воспитательный потенциал детской художественной книги» В программе воспитания и развития в ДОУ значительное место отведено детской художественной книге, как предмету культуры. Детская литература.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует.

Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка». Подготовила: воспитатель Гольева С. Н.. Потребность речевого.

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» «Посеешь заботу – пожнёшь инициативу».

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 11:31
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД