юлия карикова
Формирование характера ребёнка в процессе усвоения бытовых правил
▼ Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ
УСВОЕНИЯ БЫТОВЫХ ПРАВИЛ
В статье рассматривается проблема формирования положительных качеств ребёнка, выражение уверенности в его возможностях, использование средств предупреждения отрицательных поступков и воспитания хороших черт. Автор характеризует возможные направления работы и создание условий,приёмов, используемых в целях воспитания для формирования характера дошкольников.
Ключевые слова: бытовые правила, принцип систематичности, неустойчивое внимание.
Публикация «Формирование характера ребёнка в процессе усвоения бытовых правил» размещена в разделах
В работе с детьми я много внимания уделяю воспитанию характера ребёнка — ведь именно в раннем детстве закладываются первые основы характера. Я всегда учитывала особенности дошкольного возраста: только на основе учёта своеобразия поведения маленького ребенка можно работать целенаправленно и добиваться положительных результатов. Нельзя предъявлять ребёнку тех же требований, что и взрослым, так как всё его поведение окрашено большой эмоциональностью, чувства преобладают над сознанием. У ребёнка ещё не
окрепшая воля, внимание неустойчиво, ему трудно действовать вразрез со своими желаниями, трудно руководствоваться чувством долга. Для него характерна быстрая смена настроений, большая непосредственность, он легко подчиняется влияниям окружающей обстановки и людей. При воспитании положительных черт характера я учитываю такие особенности ребёнка, как стремление к деятельности, большую его активность, лёгкую внушаемость и подражательность.
Таким образом,учёт особенностей ребёнка, его слабых и сильных сторон, один из принципов, на основе которого проводится работа по воспитанию характера. Положительные черты характера я стремлюсь воспитывать во всей работе с детьми: использую игры и занятия, прогулки, праздники, режим и освоение правил группы.
В этой статье я остановлюсь на воспитании положительных черт характера в процессе усвоения детьми бытовых правил.
Воспитание характера требует осторожного, внимательного подхода и непрерывного влияния на ребёнка. Только при этом условии можно достичь результатов в воспитании у ребёнка определённых привычек, которые могут стать чертами его характера. Бытовые правила дают в этом отношении богатые возможности: они обусловлены самой жизнью ребёнка в коллективе, жизненно необходимы. Повторяясь изо дня в день, правила дают возможность осуществлять принцип систематичности и повторности, необходимый в работе с ребёнком дошкольного возраста.
Заботясь о воспитании разнообразных черт характера, я особенное внимание уделяю воспитанию таких черт, как чуткость, внимание, правдивость, скромность, воспитываю у ребёнка хорошее «отношение к взрослым» и детям, которые его окружают. Одновременно я стремлюсь воспитывать у ребёнка трудолюбие, чувство ответственности, добросовестность, аккуратность, бережливость, т. е. положительное отношение к делу и вещам.
В процессе усвоения бытовых правил воспитание указанных черт проходит естественно, так как сами правила требуют от ребёнка внимания, нулевых усилий, активности, определённых отношений друг с другом.
Чтобы конкретно показать, как я воспитываю положительные черты характера в процессе усвоения бытовых правил детьми старшего дошкольного возраста, приведу правила, какие были установлены у нас в группе в начале года.
Не опаздывать в детский сад; приходить чистыми и опрятно одетыми; входя с улицы, вытирать ноги о коврик; раздеваться около своего шкафа; вешать аккуратно пальто в шкаф, класть головной убор на верхнюю полку, обувь на нижнюю, сменив её на сменную обувь; не забывать поздороваться с товарищами и взрослыми, оказать помощь товарищу, если он обращается с просьбой.
В спальне: разговаривать вполголоса; не садиться на кровать в верхней одежде; аккуратно складывать снятую одежду и вешать её на спинку стула. В умывальной комнате: перед умыванием засучить рукава и взять мыло; тщательно мыть руки под краном, не разбрызгивать воду; вытирать досуха, аккуратно вешать полотенце, ставить мыльницу на место; привести в порядок свой внешний вид, пользуясь зеркалом и расчёской; оказывать помощь друг другу; поправить воротничок, завязать шнурок, застегнуть пуговицу и т. д.
За столом: перед едой достать из буфета салфетку для вытирания рта, положить рядом с тарелкой; есть, наклоняясь над тарелкой, не чавкая, помогая корочкой хлеба; разговаривать так, чтобы не мешать друг другу есть; вежливо обращаться к товарищу с просьбой, например, передать вилку, хлеб; выполнять просьбу товарища и благодарить за услугу; благодарить взрослых после окончания еды, задвинуть свой стул и положить салфетку на место; взять стаканчик для полоскания рта и прополоскать рот в умывальной комнате; поставить стаканчик на место.
Во время игр и занятий: уметь договориться с товарищем о совместной игре или занятии; уметь совместно пользоваться имеющимся в группе материалом или игрушками; не мешать товарищу играть и заниматься; вежливо попросить игрушку или вещь, а не вырывать из рук товарища; во время занятий не мешать друг другу работать, с уважением относиться к работе товарища, оказывать помощь в процессе занятия.
Правила по отношению к взрослым: здороваться с приходящим в группу взрослым, предложить стул или уступить место; не вмешиваться в разговор взрослых, уметь подождать, если воспитательница или помощник воспитателя заняты.
Устанавливая правила, мы вводили их постепенно и постепенно усложняли, следили за качеством их выполнения. Важно не только выполнение правил, но и вся та воспитательная работа с ребёнком, которая проводится в связи с этим.
Помня, что я имею дело с детьми старшего возраста, я воспитываю у ребёнка сознание необходимости выполнения правила. Для этого я стремлюсь, чтобы правило было конкретно, понятно ребёнку. При этом я учитываю, что ребёнок должен не только сознательно выполнять установленные правила, но также чувствовать справедливость, объективность предъявляемых к нему требований, понимать, что делает то или другое не из-за личного желания воспитателя, а потому что, живя в коллективе, иначе поступать нельзя. Тогда он с уважением будет относиться к тем требованиям, какие ему предъявляются воспитателем, а не слепо им следовать.
Учитывая, что дети труднее усваивают правила взаимоотношений друг с другом, я стремлюсь уделять этому больше внимания. В процессе освоения правил я постепенно и настойчиво развиваю чуткость, внимание и уважение к товарищу, умение уступить, считаться с интересами и желаниями другого, проявить заботу о нём, так как именно в таких конкретных проявлениях и складывается отношение к человеку, т. е. основа характера.
Объяснение и показ помогают мне воспитывать у детей сознательное отношение к выполняемому, стремление к тщательному и аккуратному выполнению, что при многократных упражнениях воспитывает у детей положительные привычки — основу характера.
Введя какое-либо правило, объяснив детям его необходимость и показав, как надо его выполнять, я систематически слежу, чтобы ребёнок добросовестно выполнял правило, которое он понимает и знает. Этим самым я упражняю его в правильных поступках и действиях. Изо дня в день на конкретных жизненных делах развиваю добросовестное отношение к делу. Контроль за выполнением правил позволяет мне по-разному отнестись к отдельным детям. Одному ребёнку я повторно напоминаю, как нужно сделать, другому еще раз показываю, третьего предупреждаю.
Кроме перечисленных приёмов, используемых мною в целях воспитания положительных черт характера, я применяю поощрение, порицание и предупреждение. Предупреждение я делаю в виде совета, разговора с ребёнком, использую примеры из литературы и случаи из своей личной жизни. Подчёркивание положительных качеств ребёнка, выражение уверенности в его возможностях я использую как средство предупреждения отрицательных поступков и воспитания хороших черт характера.
Таким образом, используя разнообразные приёмы — объяснение правил, личный пример и пример товарищей, влияние товарищей, контроль и помощь воспитателя, выражая своё отношение в виде поощрения и порицания, предостерегая детей от возможных нарушений правил, я стремилась влиять на воспитание у ребёнка ценных черт характера. В тех же случаях, когда ребёнок преднамеренно нарушал правила, я категорически запрещала это делать, выражала своё отрицательное отношение к поведению ребёнка, использовала свой авторитет.
Организуя работу таким образом, мне удалось получить результаты в воспитании положительных черт характера, что особенно заметно на детях, давно посещающих детский сад.
Дети очень хорошо знают установленные правила и требовательны к их выполнению и к себе и друг к другу. Порядок в комнате, во всех вещах, материалах и игрушках тщательно поддерживается детьми, они бережны и аккуратны с вещами. Дети отличаются вниманием друг к другу, уважением к интересам, занятиям, работе товарища. Они чутки, умеют подмечать настроение товарища, считаться с ним.
Литература:
1. Е. А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.
2. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М. : Педагогика, 1983.