Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению

Татьяна Гицевич
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению

Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введения новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению» размещена в разделах

Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению. В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребёнка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Немаловажную роль в формирование готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводятся немного времени.

Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать до конца.

Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Не следует забывать о том, что успешность обучения к школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.

Исходя из тезиса Д. Б. Эльконина о том, что один из главных аспектов готовности к школе - это сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, в основу к своей работы мы взяли уровень сформированности предпосылок учебной деятельности:

- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умения ребенка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

-умение работать по образцу.

Полученные результаты предварительного анкетирования и педагогической диагностики детей позволяют сделать вывод о преимущественном преобладании среднего и низкого уровней сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.

Осуществление взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности детей к школьному обучению включало два направления: работа с детьми и работа с родителями.

По первому направлению нами реализуется проект "Тропинка к школе", имевшая целью формирование у детей предпосылок учебно - познавательной деятельности, развитие любознательности, самостоятельности, активности.

Содержание работы составила непосредственно организованная совместная образовательная деятельность детей и специалистов ДОУ по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, подготовке руки к письму, художественной деятельности, игры и упражнения с дидактическим материалом, коммуникативный тренинг, игроритмика. В работе с дошкольниками мы используем приемы развивающего обучения : необычное начало занятий, "дух открытий" на занятии, поддержание ощущения успешности и т. д.

Широкое применение получили коллективные формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе : родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные "Дни открытых дверей", на которых мы знакомим родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе. Большое внимание мы уделяем индивидуальным формам работы с родителями : анкетирование, тематические консультации и беседы.

В рамках работы с родителями будущих первоклассников, мы организовали обсуждение следующих важных вопросов: психологическая готовность детей к школе, содержание физической готовности, эмоционально-волевая готовность, развитие мелкой моторики, речевое развитие, условия успешной адаптации к школе и др.

Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы : совместная деятельность в семье ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствовала: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого - педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Таким образом, система совместной работы семьи и ДОУ по формированию готовности к школьному обучению позволяет эффективно сформировать готовность детей к школе.

Литература:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. : Просвещение, 2001. - 223с.

2. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада,

Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. :Просвещение,2007г.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. ,-СПб. : Питер,2012г.

4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознание и индивидуальности. Книголюб,2015г.

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении многих лет уделяет большое внимание подготовке детей к школе. С введением Федерального.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко» План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Психологическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учётом реализации ФГОС Министерство образования Нижегородской области ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Выпускная работа Психологическое.

Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы. Примерный перечень игр и упражнений по.

Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению. «Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе.

Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях.

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению
Опубликовано: 15 января 2018 в 16:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД