Статья «Готовность старшего дошкольника к обучению в школе».

Надежда Павлова
Статья «Готовность старшего дошкольника к обучению в школе».

Н. Павлова

Готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Все родители шестилеток и семилеток с радостью и некоторой тревогой ждут того момента, когда их ребёнок пойдёт в первый класс. Они задумываются о том, понравится ли малышу в школе, всё ли он будет успевать, найдёт ли там новых друзей. Но не все родители могут для себя сформулировать: «что же такое готовность к школе?»

Период между шестью и семью годами определяется как переломный, суть которого состоит в фактическом переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В этот период наблюдается выраженная перестройка во многих сферах развития ребёнка. Наблюдается активизация физического развития, увеличивается рост и масса тела, изменяются пропорции тела ребёнка. Происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, формируются двигательные качества, укрепляются мелкие мышцы кистей рук и стопы. Это имеет важное значение для подготовки руки к письму и профилактики плоскостопия. Увеличиваются психофизиологические ресурсы мозга: размер коры больших полушарий мозга составляет на седьмом году жизни до 80-90% размеров поверхности мозга взрослого человека. К шести годам процесс возбуждения и торможения лучше сбалансирован. Возрастает способность к произвольному управлению поведением. Это проявляется как во внешних действиях, так и во внутренних процессах: внимании, восприятии, памяти.

Таким образом, организм старшего дошкольника «созревает» к школе.

Понятия «готовность к школе» и «школьная зрелость» связаны между собой, но не идентичны.

Под школьной зрелостью понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического школьного обучения, учебные нагрузки, новый режим жизни являются доступными для ребёнка и не вызывают нежелательных перегрузок его организма.

К информативным показателям школьной зрелости относятся:

Нормативные показатели физического развития (соответствие роста и массы тела возрастным нормативам, смена молочных зубов на постоянные и т. п.)

Степень развития речи (отсутствие дефектов произношения, объём словаря, разнообразность речевых конструкций)

Успешность выполнения ориентировочного теста на «школьную зрелость» Керна-Ирасека

Развитие произвольного внимания.

Опыт показывает, что в период от шести до семи лет происходит интенсивное формирование школьной зрелости. В результате к семи годам подавляющее большинство детей может быть отнесено к высокому и среднему уровню школьной зрелости.

Если школьная зрелость выступает как прежде всего как функциональная зрелость организма, то готовность к школе предполагает достижение ребёнком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.

Таким образом, готовность к школе является результатом продуманной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду. Она выступает как интегральная характеристика достигнутого ребёнком к моменту поступления в школу уровня интеллектуального, нравственно-волевого, личностного и физического развития. Готовый к школе ребёнок активно принимает новую позицию школьника, успешно выполняет новые требования к деятельности и поведению, демонстрирует высокую продуктивность обучения.

Личностная готовность.

Для выявления отношения детей к предстоящему обучению можно просто побеседовать о школе. Вопросы позволяют выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее:

1. Хочешь ли ты учиться в школе. Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку).

2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объём сведений о школьной действительности, которыми располагают дети).

3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе).

4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе).

5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему обучению).

Высокий уровень личностной готовности предполагает наличие у ребёнка учебно-познавательного мотива поступления в школу, большого объёма знаний, информированности и высокую самооценку.

Нравственно-волевая готовность

Проанализировать деятельность ребёнка можно с позиции следующих компонентов нравственно-волевой готовности:

Организованность: готовность к деятельности, наличие принадлежностей, умение точно выполнять указания взрослого или следовать своему плану.

Дисциплинированность: умение сохранять внимание, не отвлекаться, своевременно выполнять все задания, относить общие указания взрослого к себе лично, чутко реагировать на замечания.

Самостоятельность: выполнять задания без помощи взрослого, не повторять чужих ошибок, после выполнения задания попытаться проверить его, исправить ошибки.

Культура поведения: умение соблюдать правила – поднимать руку, сдерживаться, правильно обращаться ко взрослому; дружеское отношение к сверстникам.

Эмоциональное состояние: положительный настрой, проявление живого интереса к занятию.

Интеллектуальная готовность

Важнейшими компонентами интеллектуальной готовности являются:

Объём знаний ребёнка, их полнота, правильность, умение оперировать знаниями при выполнении разных заданий.

Состояние речи.

Овладение элементарной учебной деятельностью: умение внимательно слушать задание, своевременно приступить к его выполнению, добиться результата, проявить стремление к самопроверке, оценить свою работу и работу сверстника.

Способность детей к элементарному анализу, сравнению, рассуждению, несложному обобщению с позиции имеющихся знаний и личного опыта.

Состояние внимания, его устойчивость, проявление интереса к учебной деятельности, активность и работоспособность.

Подготовить ребёнка к школе – это не значит научить его читать и писать.

Необходимо создать условия для всестороннего развития, формировать личность, воспитывать потребность к деятельности, в том числе и умственной. Нужно знать и понимать своего ребёнка.

И тогда наступит этот радостный и долгожданный момент поступления в школу!

Публикации по теме:

Направления работы педагога-психолога ДОУ на 0,5 ставки .

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Статья «Готовность старшего дошкольника к обучению в школе».
Опубликовано: 22 октября 2013 в 19:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...