МААМ-картинки

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Людмила Казакова
Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или трудно пройдёт адаптация детей в этом возрасте к детскому саду, в определённой мере будет зависеть дальнейшая социализация детей, их адаптация к школе и построению взаимоотношений на дальнейших этапах обучения.

Публикация «Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах

Как известно, адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии.

Поступление ребё нка в детский сад кардинально меняет обстоятельства его жизни: меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т. п., изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка значительных усилий, вызывают ряд психологических и физиологических проблем: изменение поведения ребёнка, нарушение его аппетита, сна, эмоционального состояния, порой – потеря уже имеющихся навыков. Трудности, возникшие у детей в период адаптации, иногда приводят к самой неблагоприятной её форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, как способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, так и, напротив, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

В настоящее время эта проблема большей частью касается детей младшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте большинство малышей впервые переходит из довольно замкнутой домашней среды в мир новых контактов. Установлено, что в этом периоде дети адаптируются к детскому саду дольше и труднее, чаще болеют. Адаптация к новым условиям происходит в период, характеризующийся интенсивным физическим развитием и формированием всех психических процессов, что нередко является усугубляющим фактором, так как на этапе становления эти процессы более, чем когда-либо подвержены колебаниям и резким нарушениям.

Анализ научной литературы (А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, А. М. Прихожан, К. Хорни, Е. М. Гаспарова, С. Н. Ениколопов, Г. Селье) показал, что факторами, затрудняющими процесс развития личности, являются тревожность, агрессивность и особенности семейного воспитания.

Мы предположили, что аналогичные факторы могут лежать в основе затруднённой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. В связи с этим мы провели исследование, посвящённое выявлению зависимости социальной адаптации к ДОУ от таких факторов, как особенности семейного воспитания, детской агрессивности, повышенной тревожности. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 176 г. Чебоксары. Анализ групповой документации, наблюдение за воспитанниками позволили отнести детей к трем разным группам – с лёгкой (65%, средней (30%) и тяжёлой (5%) степенью адаптации.

По проведённой методике А. Фромм (Опросник для выявления способности ребёнка адаптироваться к жизни) отрицательные ответы на поставленные вопросы были даны родителями детей со средней и тяжелой степенями адаптации. Родители таких воспитанников наиболее часто отмечали у своих детей капризность, нежелание общаться со сверстниками и невозможность оставить ребёнка одного.

С помощью методики Л. Бендер нами была выделена группа из 2 девочек и 4 мальчиков с агрессивными тенденциями средней и сильной выраженности. У остальных детей агрессивные проявления сочетаются с реакциями эмоциональной неустойчивости.

Анализ результатов теста, полученных по тесту Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», показал, что из 20 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7 семей. Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как «кооперация» – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

По результатам диагностики уровня тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», большинство воспитанников второй младшей группы имеют высокий уровень тревожности – у 50% детей, 40% детей со средним уровнем, низкий уровень тревожности выявлен у 10% воспитанников.

Благодаря проведенному диагностическому исследованию, нам удалось проанализировать возникающие у детей проблемы (повышенная агрессивность, повышенная тревожность и дезадаптация, требующие организации психолого-педагогической помощи. Была разработана программа по коррекции агрессивности и тревожности детей.

В основу программы была положена директивная игровая терапия, описанная в пособии Л. Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми», психологические игры, упражнения, сказки О. В. Хухлаевой, материалы психокоррекционной работы с детьми, представленные в книге «Шпаргалка для родителей» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина).

Программа была направлена на достижение поставленных целей:

– коррекцию повышенной агрессивности дошкольников;

– снижение уровня тревожности дошкольников путём снятия эмоционального и телесного напряжения.

Одновременно решался ряд психокоррекционных задач:

– создание положительного эмоционального фона, чувства комфорта, сплочённости в группе;

– ослабление эмоционального напряжения;

– формирование положительной самооценки.

Проведённая мною коррекционная работа позволила решить ряд проблем, негативно сказывавшихся на процессе адаптации детей к ДОУ.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста Тема моего выступления «Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста». Проработав не первый год с детьми.

Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю.

Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в.

Организация работы и особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Адаптация — это приспособление организма.

Презентация «Изобразительная деятельность детей раннего возраста как условие их успешной адаптации к детскому саду» Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка раннего возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок.

Проект «Капелька» для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации Проект «Капелька» «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» Подготовил воспитатель Сафарян Л. М. «Если руки.

Рекомендации родителям для успешной адаптации детей 1.5–2 лет 1. Определите, в каком режиме ребенок будет ходить в детский сад: Родителям важно четко определиться с режимом посещения детского сада.

Консультация «Роль театра в адаптации детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Роль театра в адаптации детей младшего дошкольного возраста» В нашей группе раннего возраста есть несколько видов театра — настольный, теневой, пальчиковый, перчаточный, планируем сделать магнитный.

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Цель: повышение.

Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 17:28
+155Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД