Папки-передвижки

Статья «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Светлана Власенко
Статья «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.

Публикация «Статья „Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах

Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.

Использование занимательных игр и упражнений при обучении грамоте является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте, направлено на повышение мотивации к обучению.

У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Поэтому, для поддержания интереса к занятиям по обучению грамоте необходимо использовать элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, чтобы дети в непринужденной обстановке усваивали нужный материал. Основным содержанием по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является звукобуквенный анализ слов. Работа по звукобуквенному анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду по подготовке к обучению грамоте:

Материалы и оборудование для игр и упражнений по подготовке к грамоте

• Пособие «Поезд в страну Знаний».

Игры на развитие связной речи, звуковой культуры, грамматического строя, обогащение словаря.

• Книги с кроссвордами, анаграммами, головоломками, ребусами.

Все упражнения провожу в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».

. Детям с нарушениями зрения для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты занимательных заданий: нахождение элементов букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга; изображение буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображение буквы позой.

Дети учатся составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово». Игра в слова, в которых одна буква заменялась на другую, с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка). Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.

Большое внимание уделяю упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, также учатся делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т. д.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.

С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т. д.

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Учитывая сложность предлагаемого материала, использую внесение понятного и знакомого детям образа – куклы «Буквоеда», что повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Она знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроении.

Использование игровых моментов способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности.

Ознакомление со словом:использование художественной литературы

Бр. Гримм «Горшок каши», р. н. с. «По щучьему веленью», К. И. Чуковский «Айболит», «Жил на свете человек…»,

В. И. Осеева «Волшебное слово», А. Л. Барто «Игра в слове. Серова «Подскажи словечко», Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых и разных»

Игры и игровые действия «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Сравнение слов со звукосочетаниями. Чистоговорки, поговорки, перевертыши, загадки, ребусы

Ознакомление с предложением:Выделение воспитателем предложений из потока речи: посчитай пальчиками, выложи цифрами, фишками

Подсчет предложений в рассказе;

Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам

Графическое изображение предложений: использование цветных магнитов: выложи фишками, прохлопай, нарисуй на крупе, песочке, на листе.

Придумывание предложений с заданным словом: нарисуй предложение, интонационная модель по заданной схеме, по графической модели.

Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова.

Составление предложений по двум картинкам

Игра «Разбираем завал» - изменить предложение, неправильно построенное по смыслу.

Со словесным составом предложения:

Четкое произнесение предложения

Выделение слов голосом

Счет слов в предложении (количественный и порядковый)

Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)

Использование схем слова

Графическое изображение слова

Составление предложений из разного количества слов

Называние слов последовательно

Называние слов вразбивку

Работа с разрушенным предложением (согласование слов в предложении, вставь пропущенное слово, добавь слово - признак, слово- действие, слово - предмет

Игра «Живые слова»

Игра «Хор»

Игра «Путаница»

Четкое произнесение слов с паузой

Произнесение слов под хлопки и т. д.

Моделирование, использование цветных магнитов

Количественный и порядковый счет слогов в слове

Разрушенное слово

Добавь - (убери) лишний слог - (звук)

Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова, хлопки, фишки.

Со слоговым составом слова:Схематическое изображение слогового состава слова

Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки

Игра «Живые слоги»

Подбор слов с заданным количеством слогов

Подбор слов с заданным слогом

Дополнение слога до полного слова

«Превращение» коротких слов в длинные и наоборот

Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой

Трансформация слов (перестановка слогов в слове)

Найди слово, которое спряталось в названиях картинок

Игровые приемы: использование мяча, игра «Поезд», «Слоговые домики»;

моделирование

Со звуковым составом слова:

Схема звукового состава слова

Поймай словечко в ладошки

Дидактические игры

Речевая игра «Живые слова», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук»;

Определение места звука в слове

Определение количества звуков

Определение последовательности звуков

Моделирование

На что похожа буква.

Покажи на пальчиках.

Найди на веере букв.

Ознакомление с буквой:

Обведи букву.

Выложи из палочек.

Найди в кассе букв, в алфавите.

Посели букву на «улице букв».

Напечатай в тетради (в клетку).

Составление букв из частей

Штриховка букв по трафаретам

Использование мягких вкладышей

Рисование букв в воздухе

Выкладывание букв из мозаики, тесьмы и других видов материалов (пластилинография, крупы, бусинки и т. д)

Тактильные буквы

«Оживление» букв

Таким образом, игры и занимательные упражнения по подготовке к обучению грамоте детей, способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе

Публикации по теме:

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
Опубликовано: 11 сентября 2014 в 16:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД