Лучший педагог года

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»

Анна Шипицына
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»

«Робототехника» как технология развития инженерного мышления».

Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида №67.

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель.

Публикация «Статья из опыта работы „Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время, со стороны Госполитики и Стратегии развития РФ, большое внимание уделяется современным научно-техническим разработкам, а в особенности кадрам, обладающим высокими интеллектуальными возможностями.

Дошкольный возраст считается самым плодотворным в формировании и развитии технической пытливости мышления, аналитического склада ума, формирования качеств личности, что является для нас ориентирами реализации Стандарта дошкольного образования.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

И в данном аспекте, робототехника выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления. Робототехника формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Конструкторы LEGO WeDo Education,Fun&Bot и Robokids на сегодняшний день незаменимые материалы в образовательной деятельности нашего детского сада. В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию творческих способностей. Кроме этого, использование образовательных конструкторов развивает коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе деятельности. Конструирование привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как оно связано с «открытием нового знания» и творческого потенциала детей.

LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. LEGO- технологии предоставляют им огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Работая индивидуально, парами или в командах дети могут учиться создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчеты и обсуждая идеи, возникающие в процессе работы с этими моделями. Используя этот конструктор, дети строят LEGO–модели, подключают их к LEGO-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ.

Обучение LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей дошкольники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация. Мы используем эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».

Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. Дети нашего детского сада также могут усовершенствовать предложенные модели, дополняя их деталями.

Рефлексия

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дошкольники углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» юные техники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе у нас есть прекрасные возможности для оценки достижений детей.

Развитие

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Дети собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Реализация LEGO-технологии позволяет создать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO – конструирования.

Линейка конструкторов бренда HUNA построена по принципу «от простого к сложному». Уникальный конструктор, из ярких пластиковых деталей которого собираются герои сказок, техника спецназначения, разные виды транспорта. Один из героев оснащается мотором и контроллером, с помощью которого дошкольник приводит игрушку в движение.

Сами сказки входят в комплект и располагаются перед инструкцией по сборке. В комплекте идут методические пособия, которые помимо подробных инструкций по сборке моделей, также содержат несколько увлекательных сказок, персонажей которых предлагается собрать детям и поиграть. наборы отличаются уровнем сложности,количеством деталей, а также наличием датчиков (датчик касания,инфракрасный датчик).Данные конструкторы помогают дошкольникам старшего возраста осваивать основы робототехники на начальном этапе,без программирования на компьтере.

Из конструкторов HUNA юные техники создают по-настоящему трехмерные модели. Благодаря запатентованной конструкции деталей сборку моделей можно производить с шести сторон. Это отличие от большинства аналогичных конструкторов позволяет лучше развивать пространственное мышление.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лего-загадки:нужно угадать на название сказки по расположение деталей.

Робо Кидс - это еще один обучающий набор, используемый в нашем детском саду. Этот набор помогает детям освоить робототехнику, основанную на плате и различных датчиках. Дети смогут справиться с программой без использования компьютера. В комплект включены различные датчики,устройство по считыванию карточек,блок для программирования.

Так же одним из важных направлений развития конструктивных способностей дошкольников в ДОУ является формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может быть достигнута в конструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей, когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и бумага, карандаши, картон, пластилин а также другие материалы. В данном случае мы используем метод проектов. Этот способ взаимодействия с детьми актуален и эффективен, так как он основывается на интересах дошкольников, предполагает их самостоятельную активность. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Дети – неутомимые деятели, их творческие способности оригинальны. Они конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.

Образовательные конструкторы помогают нашим ребятам воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Дошкольники увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Возникает вопрос: как же развивать основы инженерно-технического мышления?

В качестве практического примера приведу один из успешных проектов, реализованных с воспитанниками и представленном на Всероссийских соревнованиях по робототехнике для дошкольников «ИКаРёнок-2016». Сложность заключалась в разработке проекта, характеризующего профессию кондитера-пекаря.

Ребят заинтересовала именно эта профессия. В помощь кондитерам мы изначально предложили миксер. Но на этом наши изобретения не закончились. Наша команда посетила реальное предприятие соответствующей отрасли. Дети вживую увидели оборудование, помогающее выпекать сладости. А также ознакомились с его предназначением. Затем возник вопрос: как испечь много сладостей? Для этого мы рассмотрели производственную линию по изготовлению кондитерских изделий. Мы изобрели аналоги оборудования из этой линии, усовершенствуя некоторые характеристики. Таким образом, к нашему миксеру добавилась тестоотсадочная машина и ротационная печь. Весь творческий процесс вызывал у детей в первую очередь, повышение эмоционального фона, любознательности, развитие познавательного интереса. Защищая проект, ребята проявили свои музыкальные таланты, а, самое главное, показали знания в области конструирования и программирования.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знание в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Современные исследователи считают,что суть детского развивающего конструктора заключается в том, что он не является законченной игрушкой. То есть у ребенка есть возможность самостоятельно создать игрушку, а в дальнейшем и изменять ее. Работа с конструктором дает ребенку полную свободу действий в создании образа-игрушки, а это хороший тренажер для воображения. Это позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются основные предпосылки инженерного мышления и повышения интереса к дальнейшему углублённому изучению робототехники в более широком смысле.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы) Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются:.

Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду» Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Все знают, что заставить ребенка.

Из опыта работы педагогов ДОУ «ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей» Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина,.

Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы) СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ» Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова.

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями Дунаева А. Л., старший воспитатель МДОАУ «ЦРР – д/с №113»г. Орска, 2016 год С – 2 Понятие “критическое мышление” и его характеристики.

Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работыЭффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работы Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. [/b] Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 12:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД