Получи документы

Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством развивающих возможностей детского рисования

Ирина Севостьянова
Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством развивающих возможностей детского рисования

Система образования в школе, независимо от того, какая технология (программа) обучения выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо нарушений речи и мыслительной деятельности.

На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и дальнейшей их социализации. Большое количество учащихся первых классов с различными речевыми нарушениями побудило искать дополнительные, наиболее действенные способы коррекции речевых недостатков.

Публикация «Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством развивающих возможностей детского рисования» размещена в разделах

Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздействии.

Для изучения данной проблемы использовались следующие ПРИЁ МЫ и МЕТОДЫ: наблюдение, сравнение, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение, систематизация, концентрический принцип построения творческих задач, диагностика.

Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции.

Для детского рисования характерна тенденция к закреплению графических образов, превращающихся при определённых условиях в застывшие шаблоны. Эти шаблоны представляют собой прочные образования, отвечающие элементарным требованиям изображения. Это оказывается полезным при начале обучения письму.

Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у младших школьников. В моей работе сложилась определенная система в предъявлении заданий и упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.

1. Рисование линий.

Проведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.

2. Работа с трафаретами.

Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков, заполнение картинки – трафарета той буквой, обозначающей звук,

на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.

Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.

3. Работа с геометрическими объектами.

Виды заданий: обведение сплошной линией пунктирного изображения геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами; использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например: кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из множества кругов или других геометрических фигур.

Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка, развивается сенсорная сфера.

4. Использование рисунков для развития фонематических представлений, расширения словарного запаса, развития связной речи.

4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.

Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети самостоятельно придумывают рисунки на определённые звуки). Затем:

1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы, обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы – плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами, обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.

Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем только мелкой моторики.

4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.

Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению - парных гласных звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».

При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание, выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).

4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.

Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать его.

5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.

Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками; составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило, ключевых) в нём рисунками; разнообразное сочинение коллективных и индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по определённой теме.

На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.

6. Использование рисунков для развития памяти.

Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые слова) стихотворений при их заучивании.

Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.

Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях:

· успешно восполняет «психологическую базу речи»;

· является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей;

· это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности после детского сада;

· выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние;

· способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;

· помогает осуществлять связь между школьными предметами;

· снимает авторитарный стиль ведения занятия;

· помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;

· эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития устной и письменной речи.

Автор материала: учитель-логопед Севостьянова И. С.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством развивающих возможностей детского рисования
Опубликовано: 3 мая 2022 в 11:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД