Папки-передвижки

Статья «Особые образовательные потребности дошкольников»

Татьяна Галущак
Статья «Особые образовательные потребности дошкольников»

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Галущак Т. В.

МОУ “Начальная школа п. Дубовое”

Все чаще в дошкольных и школьных учреждениях нам встречаются дети, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы, так называемые “дети с особенностями в развитии”.

К ним можно отнести две категории детей:

Первая категория – это одаренные дети.

Публикация «Статья „Особые образовательные потребности дошкольников“» размещена в разделах

Вторая категория - дети с физическими и (или) психологическими проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.

Кто же такой «одаренный ребенок»?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в дошкольной, ни в специально организованной свободной деятельности (кружке, клубе юных техников и др.). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, в более старшем возрасте, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагогов. Поэтому в работе на выявление одаренных детей очень важна системная работа педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников с родителями.

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, их мозг находится в постоянной работе [2, c. 205]. Обучение и воспитание таких детей с использованием современных методик составляет одну из главных задач модернизации существующей системы образования в связи с тем, что у них сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования.

Если ребенок опережает сверстников по развитию, то многие в его окружении считают, что ему будет легче заниматься в школе, а в дальнейшем найти свое предназначение в жизни. На самом деле перед такими детьми почти всегда возникают не малые трудности дома и в образовательных учреждениях.

В кругу семьи к такому ребенку всегда относятся по-особенному, для него либо создают особенный статус, восхищаются, часто даже не зная меры, либо считают его странным, не таким как все. Из-за этого у одаренного ребенка начинаются трудности в общении, он становится замкнутым, потому что замыкается в себе, или из-за слишком завышенной самооценки. И в этой ситуации родителям самое главное не пускать все на самотек, а поговорить со специалистами: психологами, воспитателями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.

Как правило одаренных детей в образовательных учреждениях можно разделить на два типа: 1 тип - дети значительно преуспевающие на занятиях. У них, как правило, хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа.

2 тип - к нему относятся дети, имеющие дар, не связанный с учебной деятельностью. Это может быть игра на музыкальных инструментах,рисование, танцы, спорт и т. д. Здесь возможна ситуация, что ребенок может даже отставать от программы образовательного учреждения, ему становится не интересно на занятиях, потому что он многое не понимает, не усваивает. На этой основе возникают непонимания с родителями и учителями, которые ожидали увидеть в нем отличника. На помощь педагогам приходит развивающее обучение, которое учитывает особые потребности и главное возможности таких детей. Оно включает в себя специальные методические рекомендации и программы, направленные на эффективное взаимодействие с ребенком, а главной его задачей является развитие творческого мышления.

Ко второй категории детей “c особенностями развития” – относят детей с физическими и (или) психологическими проблемами здоровья.

Кто же такой ребенок с ОВЗ?

Федеральный закон № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6, статья 2 п. 16]. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР).

Коррекционно-развивающая работа с ребенком с ОВЗ имеет свои особенности. Все большее распространение получает интегрированное инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной коррекционной группе в общеобразовательном детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ – либо основную, либо индивидуальную, в зависимости в какой группе находится ребенок (компенсирующей или комбинированной направленности).

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелыми нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие дети достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

Так же нельзя не отметить, что и ребенок с ОВЗ может быть “одаренным” в той или иной области. Одним из методов выявления одаренных и талантливых детей с ОВЗ являются различные соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады, а так же исследовательская деятельность детей.

Важные задачи, стоящие перед педагогами - это выявление детей с “особыми образовательными потребностями”, развитие их образовательных и творческих способностей, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. В свовей работе необходимо ориентироваться на организацию успеха ребёнка в учебной и творческой деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.

Список литературы:

1. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М., 1961,

2. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса,

М., 1996– 205 c.

3. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М., 2000 г.

4. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. письмо Министерства образования РФ- М., 2002. - 12 с.

5. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 2000 - 416 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" - статья 2 п. 16.

Интернет источники:

1. https://infourok.ru/iz-opita

2. https://logoportal.ru/statya-12940/.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями» Логопедическая помощь - пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Консультация для воспитателей «Формирование потребности в труде — как важнейшей потребности в жизни» ГКУ СО КК «Успенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Выступление воспитателя отделения диагностики и социальной.

Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи Общие для всех детей с ОВЗ. Получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ ЦРР - д/с «Золотой.

Статья «Формирование просодики у дошкольников с нарушениями речи» Формирование просодики у дошкольников с нарушениями речи Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района Населенный.

Статья «Коррекция агрессивности у дошкольников средствами игротерапии» У детей дошкольного возраста, особенно у мальчиков, отмечается возрастание уровня агрессивности, поэтому важно уделить этому вопросу особое.

Статья «О просодической стороне речи дошкольников» О ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация В статье рассмотрены особенности речевого развития дошкольников и компоненты просодической.

Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников» Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Вопросом развития самостоятельности.

Статья «Экологическое воспитание дошкольников»Статья «Экологическое воспитание дошкольников» «Экологическое воспитание дошкольников» Давайте, друзья, в любую погоду Будем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей. Станет.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Особые образовательные потребности дошкольников»
Опубликовано: 10 июня 2017 в 14:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД