МААМ-картинки

Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков на уроках музыки

Карина Савранская
Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков на уроках музыки

УДК 372.878

Савранская К. П. ,

студент 4 курс,

«Факультет Искусств и дизайна»

ФГБОУ ВО «НВГУ»

Россия, г. Нижневартовск

Научный руководитель:

Хазеева И. Н. ,

Доцент кафедры музыкального образования

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РОК-МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Публикация «Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков на уроках музыки» размещена в разделах

Аннотация: В статье рассматривается влияние рок-музыки на подростков на уроках музыки. Рассмотрены некоторые особенности старшего школьного возраста.

Ключевые слова: рок-музыка, рок-культура, подросток, старший школьный возраст, нравственное воспитание, урок музыки.

Savranskaya K.P.

Student 4 year,

faculty of art and design

Of the «NVGU»

Russia, Nizhnevartovsk

Scientific adviser :

Khazeeva I.N.,

Associate Professor, Department of Music Education

DOMESTIC ROCK MUSIC AS A MEANS OF MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN MUSIC LESSONS

Resume : The article discusses the influence of rock music on adolescents in music lessons. Some features of senior school age are considered.

Keywords : rock music, rock culture, teenager, senior school age, moral education, music lesson.

Рок-музыка – предмет множественных дискуссий и споров. С одной стороны, присутствуют просьбы дать ей "зеленый цвет", с другой – это явление подразумевается как «музыкальная чума», появляется вопрос о «поражающих факторах» рок-музыки.

Школа – первое звено в системе воспитания ребенка. На каждом этапе обучения проявляется каждый отдельный аспект воспитания. Рассмотрим некоторые особенности старшего школьного возраста. Первой отличительной чертой является стремление к расширению мировоззрения, глубокому осознанию жизни, рост самостоятельности, который порождает нестандартное поведение. Особенности мышления и личные мотивы восприятия подростков влияют на их жизненные планы в будущем.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [1, c. 120].

Проблема воспитания молодого поколения является актуальна не только в семье, школе, но и в обществе. В работе с старшими классами одной из основных задач воспитания является организация деятельности учащихся, в процессе которой происходит становление развитие морального сознания. На сегодняшних учеников обрушивается огромное количество информации, и самым важнейшим для них является неприятие зла, жестокости и т. п.

Российская рок-культура максимально близка, ясна школьникам. Рок-музыка не всегда ниже среднего, в ней есть свои лучшие образцы.

Беседуя об отечественном роке, до этого необходимо изучить социальные условия его появления. Отечественный рок в СССР появился в 50-е годы, когда свобода слова вытесняла тоталитарную власть. Единые цели совершенствования страны и становления культуры порождали давление на людей, жесткие рамки единомыслия. На основе всех запретов и зародилась рок-поэзия Александра Градского (группы «Скифы», «Скоморохи», Андрея Макаревича (группа «Машина времени», Константина Никольского (группы «Атланты», «Воскресенье», «Фестиваль», «Зеркало мира») и др. В ответ на принуждения люди выдвигали собственные требования «освободить» не только лишь литературу и искусство от партийного управления, но и гарантировать «свободу слова и действия». Все эти недовольства, несогласия выражались в текстах музыкантов, вследствие чего данный вид искусства был запрещен.

1980-е годы – это расцвет российского рока. Перестройка разрешила рок-музыкантам публично выступать, принимать участие в рок-фестивалях, в то время уже создавались рок-группы, клубы. Ведущими центрами рок музыки в СССР являлись : группы «ДДТ», «Алиса», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус», «Гражданская оборона» и, конечно же, группа Кино (Виктор Цой).

Характерной особенностью конца 1980 годов был выход советского рока на открытые сцены, где отразилась полная обстановка страны, прозвучало слово народа. С этого момента рок-культура в России начала приобретать массовый характер.

Актуальность проблемы рок-музыки как средства воспитания молодежи в настоящее время превозносится на высокий уровень, так как, с одной стороны, многие исследователи ставят запрет на распространение «легкой» музыки в тематическом планировании, а с другой, педагоги, работающие в школах с подростками, опираются на потребности детей в таких музыкальных средствах выразительности, как эффектность, мелодическая простота и легкость восприятия, театрализованная подача. Все эти факторы очень важны для детей старшего школьного возраста. Этот вопрос актуален и для сегодняшних педагогов и исследователей. Проблемами развития рок-музыки занимался И. Н. Набок («Рок музыка : эстетика и идеология», 1989). В данной работе он берет во внимание художественно-эстетические и идеологические аспекты явления отечественного рока, предлагает критерии оценки творчества советских рок-музыкантов и его влияние на духовное, нравственное становление молодежи. [2, c. 15].

А. С. Троицким впервые была создана книга под названием «Назад в СССР» (1991, которая считается первым изданием, посвященным русскому року. Бессчетные труды Ю. Б. Алиева, А. Качалкина, Б. А. Брылина, В. И. Дряпика, Л. М. Исьяновой, И. Я. Климука и многих других исследователей помогают сделать вывод о том, что рок – это весомое явление в культуре XX века, отразившее ключевые общественные социальные идеи до конца столетия, следовательно, оно достойно интереса педагогов как средство воспитания молодежи. Тщательный анализ текстов отечественных рок-произведений приводит к пониманию учащимися требований и норм общественной морали, выработке нравственных убеждений, мировоззрения. На нынешний день рок-культура – это отблеск конфликта поколений, дающий возможность выразить протест против мировоззрения [3, c. 20].

В Стандарте основного общего образования по искусству и в Концепции художественного образования в РФ ставятся задачи, из которых следует, что необходимо изучение музыки, которая поможет освоить все направления жанрового и стилевого многообразия, воспитать музыкальный вкус учащихся. В. Ф. Судаков – преподаватель одной из общеобразовательных школ – отмечает: «В конечном счете, судьбы искусства, перспективы и темпы его развития зависят от того, каков художественный кругозор массового слушателя» [4, c. 94].

Учебная программа – это, прежде всего, документ, предназначенный для учителя, который должен иметь содержание, требования по подготовке учащихся и основные средства обучения. На сегодняшний день можно выделить две главные программы по музыке для учащихся 1–7 классов – программу Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» и программу Н. А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание». Обе программы имеют цель и задачи, ставящиеся на протяжении обучения, описывается специфика методики преподавания, но, к сожалению, в современном образовании рок-культура не является объектом исследования.

Но использование рок-музыки педагогами затруднено из-за отсутствия методических разработок и дидактических материалов. Следовательно, необходима разработка материалов, в которых используется потенциал рок-музыки для решения воспитательных задач в образовательном процессе.

В качестве примеров изучения с учащимися отечественной рок-музыки содержит возможность быть применен цикл мероприятий для старшеклассников, в котором открывается необыкновенный ракурс: отечественная культура и история преподносятся в интерпретации деятелей не традиционного искусства, а массовой музыкальной культуры. Присутствует и интеграция предметов, т. е. связь с историей России.

Важно при этом привлечь внимание школьников к смысловой стороне рок-композиций, развивать навыки музыкального восприятия и беседы о музыке. Только в этом случае мероприятия будут обладать воспитательным и развивающим потенциалом.

Методические материалы работы со школьниками подтверждают, что необходимо учитывать историю развития популярных жанров, которая говорит о стремлении каждого поколения иметь свою легкую музыку.

Воспитание нравственных качеств у старших школьников – это сложный и длительный процесс, в котором наиболее важными аспектами являются: любовь к родным и близким, уважение к старшим, чувство патриотизма, ответственность за поступки, верность и преданность. Подростки в первую очередь заостряют свое внимание на средствах массовой информации, следуют моде и прислушиваются к звездам телеэкрана. Подчеркнем: рок-культуре посвящено огромное количество не только статей, книг и справочников, но и репортажей, журналов и телепередач. Следовательно, возможно сделать вывод, что сквозь влияние СМИ, литературных изданий и репортажей рок-культура проникает в сознание подростков и результат такого влияния – есть влияние на нравственные свойства школьников. Ведь именно история и судьбы людей, которые лежат в базе содержания текстов рок-музыки, пробуждают в сознании настоящие и правдивые чувства.

Использованные источники:

1. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политическая литература, 1982. 270 с.

2. Набок И. Н. Рок-музыка : эстетика и идеология. Л., 1989. 32с.

3. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политическая литература, 1982. 270 с.

4. Опыт использования современной музыки в музыкальном воспитании : сб. ст. М., 1981. С. 94–103.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков на уроках музыки
Опубликовано: 14 января 2020 в 16:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД