Лучший педагог года

Взгляды учёных и педагогов на проблему взаимоотношений и общения взрослых и дошкольников

Наталья Кочурова
Взгляды учёных и педагогов на проблему взаимоотношений и общения взрослых и дошкольников

Наиболее важным периодом в воспитании является дошкольный возраст. В этом возрасте происходит первоначальное становление личности ребёнка. К сожалению, современный мир устроен так, что дети и взрослые очень часто не понимают друг друга. Откровенные и эмоционально-неуравновешенные дети часто кажутся взрослым капризными, избалованными и ветреными. А чрезмерную опеку, предусмотрительность, невозмутимость взрослых дети понимают как нечуткость и бездушие, строгость и надоедливость. Возникающие разногласия и ссоры зачастую вызывают огорчения и взаимные обвинения, а всё потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Публикация «Взгляды учёных и педагогов на проблему взаимоотношений и общения взрослых и дошкольников» размещена в разделах

В современном обществе прослеживается деформация во взаимоотношениях детей и взрослых. Родители, в связи со своей занятостью на работе, не успевают уделять много времени своему ребёнку. Поэтому возникает серьёзный недостаток внимания и отсутствие уважения к ребёнку. Педагоги в детском саду не всегда могут реализовать личный подход к ребёнку, так как всегда имеют группу с большим количеством детей.

Как писал Фельдштейн Д. И. : «проблема взаимодействия взрослых и детей до сих пор не поставлена на соответствующем научном уровне – не определено пространство, содержание, способы, характер взаимного действия детей и взрослых людей. Взрослые слабо учитывают, что в современном мире происходит не просто активный процесс саморазвития ребёнка, но и то, что этот процесс реально воздействует на взрослый мир»[10; с. 176].

Родители не реализуют возможности общения с детьми, при этом они проявляют повышенную заботу об их одежде, питании, развлечении. Стремясь полноценно воспитывать своих детей, родители энергично передают важнейшую функцию общения с детьми в руки других людей: педагогов, воспитателей. Многие родители лишились внутренних обязанностей, у них пропало ответственное отношение к детям. Впоследствии потерялось уважение к важнейшим человеческим ценностям – добросовестности и порядочности. Семья является той областью жизненного процесса ребёнка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные качества личности и характер.

В своей научной работе Косарева Ю. С., Градусова Л. В. писали: «Семья представляет собой многогранную систему, в которой существует не только взаимодействие и взаимоотношения «родители-ребёнок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей»[6; с. 46].

Целью данной статьи является анализ специфики взаимоотношений взрослых и детей во взглядах современных учёных и педагогов.

На взаимоотношения детей и взрослых обращали внимание в своих исследованиях многие учёные : Э. Берн, А. А. Реан, М. Ю. Санников, К. Юнг, Г. Хоментаускас. В большей части из них делается упор на своеобразие восприятия мира ребёнком и развитие его личности в зависимости от отношения родителей к нему.

По мнению Т. А. Макаровой, в семье существуют возможности для вовлечения ребёнка в повседневную, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное привлечение их к труду родителей.

А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. И. Венгер, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин отмечают, что для гармоничного развития ребёнка, становление его нормальной самооценки рядом с ребёнком должен находиться авторитетный для него и принимающий его взрослый.

А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причём счастье он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Е. В. Иванов, Д. Е. Иванова в своей статье писали, что одной из наиболее важных и сложных педагогических и социальных проблем, не получивших пока ещё должного теоретического осмысления, является проблема всё увеличивающейся пропасти отчуждения между миром детей и миром взрослых. Она имеет давние исторические корни и многовековую эволюцию в процессе семейного и общественного воспитания, особо актуализируясь в наши дни. Между тем, пока ещё не найдено реальных путей для её полного разрешения [4; с. 45].

Отечественные учёные и педагоги, занимаясь данным вопросом, делают доминирующий акцент на рассмотрение сущности и специфических особенностей различных поколений с философской, исторической и психологической точки зрения. С педагогической стороны значительное внимание уделяется изучению и использованию воспитательного потенциала детско-взрослых сообществ с выделением пяти основных подходов к их формированию: «семейно-социальный (разветвлённая межпоколенная семья, традиционная и специально организованная совместная деятельность детей и взрослых в социуме, семейно-социальнопедагогический (различные формы взаимодействия семьи и школы, семейные клубы и, реформаторско-педагогический (в школах, исповедующих идеи «свободного воспитания», реабилитационнопедагогический (на базе заведений или организаций для больных детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, коллективистский (на основе теории и практики воспитания в коллективе, идеях коммунарской методики и педагогики сотрудничества)[3; с. 81].

Известный литовский педагог-учёный А. Юодайтите, касаясь данной проблемы, связывает её с неопедоцентризмом, выделяя в качестве главной его задачи направленность на компенсацию детских возможностей, под которой подразумевается комплекс мер по восстановлению социального потенциала ребёнка, в той или иной степени нивелированного вследствие негативных внешних воздействий. «В числе этих мер она, в частности, называет такие, как «совершенствование современного мира с помощью новых моделей воспитания с учётом общественных и индивидуально-личностных потребностей развивающегося ребёнка и взрослого», закрепление «в общественной идеологии статуса ребёнка как человека и гражданина», включение «ребёнка с раннего детства в сферу взаимодействия с окружающей действительностью, создавая ему возможность для её изучения натуральными способами через открытие и самораскрытие», расширение «сферы взаимоотношений «ребёнок-взрослый» и перенесение новой модели «конструктивного общения в реальную действительность, в повседневную жизнь»[11; с. 27].

Маслова А. А в своей статье писала, что правильные воспитательные взгляды родителей выражаются, в первую очередь, в восприятии ребёнка как личности, определяют одновременно и позицию ребёнка в семье как полноправного её члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением. Дети таких родителей стараются быть по возможности самостоятельными и больше полагаются на себя. Они более активные и творческие [7; с. 2].

Гонина Ольга Олеговна в своей работе писала о влиянии особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста. Её исследование выявило, что дети, в отношениях между родителями которых, присутствуют отрицательные черты в отношениях, имеют определённые отклонения в эмоциональной сфере [1; с. 3]

Старший преподаватель кафедры психологии сибирского государственного университета физической культуры и спорта города Омска Н. Н. Завьялова в своей статье «Структура родительской любви к дошкольнику» написала: «для полноценного, благополучного развития ребёнка важна разумная, гармоничная любовь. Родительская любовь имеет определённую структуру. Нельзя любить ребёнка неопределённо, наобум. Каждый родитель проявляет свою любовь к малышу реально, у него имеется определённый стиль. Стиль общения родителя и ребёнка отражает качество родительской любви [2; с. 164].

Итак, чтобы у родителей и их детей были нормальные взаимоотношения нужно стараться больше уделять времени своему ребёнку, использовать каждую минутку для общения с ним. Даже если вы занимаетесь какими-либо домашними делами нужно привлекать своих малышей. В ходе выполнения общего дела родители также имеют возможность не только научить ребёнка конкретным и чётким действиям, но и установит с ним хорошие дружеские и доверительные взаимоотношения. Основа для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями – это постоянное эмоциональное состояние внутреннего мира ребёнка и происходящие в нём изменения.

Ссор и непониманий между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если взрослые начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят их дети, и видеть, какие поступки совершают сами.

Весьма непросто на практике смоделировать и реализовать подобную ситуацию. Однако сосредоточенность педагогических усилий проявляется достаточно веско: нужно активнее осуществлять социализацию растущего человека в различных областях жизненного процесса ребёнка на принципах справедливого детско-взрослого сообщества, доверия и свободы.

Как написала в своей статье Мелентьева Е. В. : «главное в воспитании человека – достижение душевного единства, нравственной связи родителей и ребёнка. Родителям ни в коем случае не стоит пускать на самотёк процесс воспитания и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребёнка наедине с самим собой. Ребёнок нуждается в родительской любви на протяжении всей жизни» [8; с. 262].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гонина, О. О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // О. О. Гонина. Концепт. 2014. №3. С. 1-6. -АРТ14071. – 0,4п. л. – URL : https://e-koncept.ru/2014/14071/htm/ -Гос. рег. Эл №ФС 77-49965. -ISSN2304-12OX.

2. Завьялова, Н. Н. Структура родительской любви к дошкольнику // Н. Н. Завьялова. Омский научный вестник. 2010. №3. С. 164-166.

3. Иванов, Е. В., Иванова, Д. Е. О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах // Е. Е. Иванов, Д. Е. Иванова. Вестник Новгородского государственного университета. 2016. №3. С. 81-82.

4. Иванов, Е. В., Иванова, Д. Е. О проблеме взаимоотношений детей и взрослых // Е. Е. Иванов, Д. Е. Иванова. Вестник Новгородского государственного университета. 2016. №5. С. 45-46.

5. Иванов, Е. В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России: монография / T/D Великий Новгород: Нов-ГУ, 2013. С. 342-343.

6. Косарева, Ю. С., Градусова, Л. В. Особенности взаимоотношений взрослых и детей старшего дошкольного возраста в семье // Магнитогорский государственный университет. 2014. 46 с.

7. Маслова, А. А. Роль семьи в воспитании личности ребёнка дошкольного возраста // Таврический научный обозреватель. 2016. №1. С. 1-3.

8. Мелентьева, Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. С. 259-263.

9. Тараканова, В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольников со сверстниками // В. В. Тараканова. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №5. С. 75-77.

10. Фельдштейн, Д. И. Детство как социальный феномен социума и особое состояние развития // Д. И. Фельдштейн. Психология развития человека как личности: Избр. тр. : в 2 т. Т. 1. – М. : Воронеж. 2005. С. 170-211.

11. Юодайтите, А. Современный педоцентризм: горизонты надежд // А. Юодайтите. Педагогика. 2000. №8. С. 27.

Публикации по теме:

Сотрудничество педагогов и воспитанников детского дома как основа взаимоотношений во взросло-детском коллективе «Сотрудничество педагогов и воспитанников, как основа складывающихся взаимоотношений во взросло-детском коллективе» Пути повышения эффективности.

Как говорить с ребёнком, или Пять способов решить одну проблему Как говорить с ребёнком или пять способов решить одну проблему Оказывается, если взрослый (родитель или учитель) просто изменит что-то.

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников» «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место.

Модель общения и система сотрудничества между воспитателем, родителем и ребёнком как основа складывающихся взаимоотношений Я бы хотела начать со слов Антона Макаренко «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует,.

Памятка для педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Старайтесь: Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела. Расти.

Эссе «Педагогические взгляды» • Елизавета Николаевна Водовозова • Родилась 17 августа 1844 года в Смоленской губернии. Она окончила в 1862 году Смольный институт, где.

Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников I. Методы формирования опыта - Упражнения : «Найди ошибку».Цель:.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Способы эффективного общения взрослых с детьми Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взгляды учёных и педагогов на проблему взаимоотношений и общения взрослых и дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 09:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД