МААМ-картинки

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Светлана Мухаметшина
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Сущность понятия толерантность.

В наши дни проблема воспитания толерантности стоит очень остро, так как мы живем в многонациональном мире, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения которое хочет жить в мире без насилия и жестокости, в мире где ценится и уважается любая нация, любой народ, любой человек. Это важное условие развития нашего общества и человечества в целом.

Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основы формирования нравственной культуры личности начинаются в дошкольном возрасте, именно этот возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям. Поэтому мы понимаем, насколько важно закладывать основы толерантности как качество личности именно в дошкольном возрасте. Актуальность вопроса заставила нас изучить определение этого понятия из разных источников.

Согласно определению в Декларации принципов толерантности (подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,толерантность означает «уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть»,а Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Определение толерантности как «терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» дано в кратком философском словаре.

В психологии существует понимание данного понятия как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В педагогической науке существует множество взглядов на данную тему:

В работе В. З. Вульфова толерантность понимается как «способность человека определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» сосуществовать с другими людьми (сообществами, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Мы считаем, что наиболее полное определение толерантности дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

Изучение данных определений помогло нам определить содержание работы по воспитанию в детях толерантности

2. Основные подходы педагогической деятельности к воспитанию.

толерантности у детей дошкольного возраста через предметно-

развивающую среду в ДОУ.

Мы живем в стране, где издавна живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции,самобытность. Наша малая Родина тоже имеет большую историю мирного сосуществования людей разных национальностей в мире и дружбе. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности в своем ДОУ через ознакомление с национальной культурой разных народов.

Одним из важных условий воспитания детей в ДОУ является развивающая среда, которая состоит из предметной и социальной части.

Предметно – развивающую среду мы создали по ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Свою работу по формированию навыков толерантного отношения к людям разных национальностей начали с создания мини-музея

«Национальная деревня», который был представлен в виде мини- макета с национальными подворьями, куклами в этнических костюмах. Также в мини-музее представлены народные игрушки, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты относящиеся к разным культурам. С участием семей воспитанников были организованы фотовыставки, а в дальнейшем и фотоальбомы по темам:

«Традиции нашей семьи», «Праздники моего народа», «Моя страна», «Мои друзья», «Планета людей».

Также в группе в соответствии с принципами толерантной среды была создана библиотека произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, записи музыкальных произведений разных народов и композиторов мира. В группах для режиссерских, сюжетно-ролевых игр, театрализации были созданы уголки ряженья с элементами национальных костюмов. Нами были созданы картотеки игр: подвижных и досуговых; народов России и народов мира ; дидактических игр на развитие у детей толерантного отношения к миру.

3. Описание механизма развития воспитания толерантности.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности по С. А. Козловой,где механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы : знания и представления + мотивы + чувства, отношения + навыки и привычки = нравственное качество. Рассмотрим механизм формирования нравственного качества толерантности. Главное чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об этом качестве, о его необходимости и о желании овладения им. Важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое потом формирует чувства и отношения ребенка. Желание быть похожим на тех людей, персонажей произведений. Далее знания и чувства проявляются в поступках, поведении ребенка. «Я хочу быть похожим на этого героя и буду говорить и делать как он». А поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей подтвердить и проверить прочность формируемого качества толерантности. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С. А. Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило уважительно относиться к своим товарищам во время игры. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть уважительным по отношению ко всем людям. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании толерантности, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое толерантность, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать толерантным, создавать условия для упражнения детей в толерантности.

Используя механизм формирования толерантности, мы подобрали методы и приемы используемые в работе по воспитанию у дошкольников этого качества.

4. Методы и приемы воспитания толерантности у детей.

На первом этапе необходимо дать детям необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, о людях других национальностей, проживающих рядом с нами. Основная цель - усвоение информации, получение знаний необходимых для формирования толерантности, т. к. у ребенка невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Для повышения познавательной активности детей мы используем следующие приемы и методы обучения:

– наблюдение:упражнение «Приветствие» (на примере «приветствие» в татарской и чувашской культурах).

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении: игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева»

–постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы: «гостевой этикет татар».

–живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор.

–создание игровых ситуаций, использование сюрпризных моментов; организация игровой деятельности «Окажи внимание».

– подвижные народные игры: детская мордовская народная игра «Раю-раю».

–диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

На втором этапе происходит понимание и формирование оценки толерантности. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т. е. желание стать толерантным. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Большую роль на данном этапе оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, стараются подражать понравившимся героям. Художественная литература воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства, через книги дети учатся понимать других.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире занимают особое место.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.)также обеспечивает формирование толерантного сознания.

На третьем этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.

Методы которые мы используем - игровые, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Формы работы по воспитанию толерантности:

- беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

- праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Хоровод друзей», «Наша праздники», «Ярмарка», проведение национальных праздников разных народов;

- сюжетно - ролевые игры с целью освоения и применения детьми способов толерантного взаимодействия;

- русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей;

- игры и упражнения, этюды направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений, сочинение сказок и историй самими детьми;

- трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

- создание мини-музея «Национальная деревня»;

- создание «Копилки добрых дел»;

- продуктивные виды деятельности: рисование на тему «Цветок милосердия», «Дети нашей планеты» и т. д.

Проведённая нами работа способствовала воспитанию в детях понимания и уважения к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашей области, в нашей стране и за ее пределами.

5. Выявление уровня сформированности толерантности у детей дошкольного

возраста проведением диагностики.

Для выявления уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика в виде целенаправленных наблюдений за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности.

Анализ наблюдений за детьми позволил распределить дошкольниковна 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков толерантного поведения.

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные толерантные качества личности. В этом случае можно говорить об отсутствии у детей интереса к другим людям, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности. Неустойчивое отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с другими сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

Высокий уровень (9%) детей могут проявлять вербально и в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности. Интерес к представителям разных национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Публикации по теме:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств,.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Краткосрочный проект по формированию толерантности у детей дошкольного возраста «Толерантность — дорога к миру». Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы №12 Срок проекта: краткосрочный Тип проекта: информационно-познавательный Актуальность:.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Старший воспитатель Гранцова Ирина Павловна. Всестороннее развитие детской личности.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами.

Воспитание основ толерантности у дошкольников. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего.

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание толерантности у детей в раннем возрасте» Одна из основных целей программы нашего детского сада является: создание благоприятных условий для формирования культуры личности ребёнка,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Белоснежка» Новиковой Елены.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Азбука экологического воспитания дошкольника. И до конца жизни. Именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 19:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД