Елена Абрамова
Значение пластилинографии для младших дошкольников
Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением объемных картин при помощи пластилина с использованием дополнительных материалов.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, точнее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Публикация «Значение пластилинографии для младших дошкольников» размещена в разделах
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.
Работая с детьми я сталкиваюсь с такой проблемой как повысить мотивацию ребят к творческой деятельности. Не раз встречала детей у которых плохо развила мелкая моторика рук. Все это подталкивает на то, как организовать творческую деятельность, которая бы воздействовала на эмоциональное состояние ребенка и была бы направлена на развитие мелкой моторики рук. Занимаясь пластелинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникативной деятельности, рисованию. Осуществляется знакомство с миром разных предметов, в процессе частичного использования бросового материала, расширяется возможность изобразительной деятельности детей. У детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.
Проводимая мной работа показывает, что системность и по этапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности (пластилинограции, способствовала формированию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возврата.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возврата отслуживала по разработанной педагогической диагностики.
Данная техника "пластилинография" хороша тем, что она доступна детям, начиная с младшего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата, тем самым вносит определенную новизны в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Дети экспериментируют в пластилином. У детей продолжают развиваться сенсорные способности. Дети стараются выполнять задания самостоятельно, без моей помощи (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов
детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамики в развитии творческих способностей дошкольников.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники пластилинографии, развивается:
- опыт при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов;
- знание детей об окружающем мире;
- активный и пассивный словарь ребенка.
Пластилинография способствует умению правильно держать карандаш. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности. Каждое новое изображение содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными незнакомыми ему элементами (на стекле).
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывали новые, интересные темы для картин, использовали в своих работах разные приемы лепки. Первые успехи вызывали у детей желание создавать композиции в собственном самостоятельном творчестве. Они с удовольствием принимают участие в занятиях, коллективных работах. Эта техника необычная, привлекает к себе внимание и интерес не только детей но и взрослых. В одной работе дети могут использовать множество приемов:
- круговое раскатывание;
- прямое раскатывание;
- сдавливание;
- выкладывание кружочков один на другой в определенном порядку и цвете.
Работая с детьми над индивидуальными и коллективными картинами, я сделала вывод, что работая с пластилином дети помогали друг другу, старались довести работу до конца.
Используя в работе разные рабочие материалы, пластилин, стеки, бросовый материал, все это способствовало нам получать интересные, увлекательные работы.
Подводя итог нашей работе с пластилином, стало понятно, что у детей сформировалась любознательность, наблюдательность, самостоятельность и умение оценивать не только других, но и себя. Дети научились планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Дети проявляют интерес и уважение к индивидуальным работам своих товарищей, помогают им контролировать свою деятельность в работе. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей необычностью, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, а самое главное - способствуют развитию творческой личности.
Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программой, реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющий у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и умений. Активизирует образы и представления хранящиеся с долговременной памяти, они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания и расширить их.