МААМ-картинки

Организация и методы исследования конфликтного поведения подростков с отклоняющимся поведением

Анастасия Пестова
Организация и методы исследования конфликтного поведения подростков с отклоняющимся поведением

Организация и методы исследования конфликтного поведения подростков с отклоняющимся поведением

В имеющихся на сегодняшний день социально-психологических и педагогических исследованиях в области конфликтологии используются многочисленные методы организации сбора, обработки и анализа полученной информации и методики предотвращения и разрешения конфликтов [1].

Публикация «Организация и методы исследования конфликтного поведения подростков с отклоняющимся поведением» размещена в разделах

Наиболее удачным вариантом работы с подростками по преодолению конфликтного поведения мне представляется проектная форма работы. Такая форма позволяет создать условия, в которых возможно обеспечить интериоризацию «новых» средств поведения в ситуации деятельности, а также организовать совместную деятельность подростков, с учетом психологических особенностей ведущего типа деятельности их возраста в рамках референтной группы и со взрослыми. Я использовала идеи В. Б. Хозиева [2] по применению проектной формы деятельности. В. Б. Хозиев описывал тесную связь продуктивной деятельности, моделирования и учебной деятельности, интеграция которых «открывает» проектную форму. В проектной форме главным становится целенаправленная и преднамеренная выработка у подопечного новых форм деятельности, планомерная организация развития.

Поставленную задачу я реализовала через проект «Путь к мечте», в рамках которого провела исследование.

Цель исследования : в рамках проекта «Путь к мечте» организовать такую деятельность девиантных подростков, которая позволит объективировать причины возникновения конфликтов и способы их урегулирования, показать подросткам преимущества конструктивного решения конфликтов и способы преодоления деструктивных тенденций в решении конфликтных ситуаций.

Задачи проекта предполагали просмотр различных кинокартин, фильмов, отрывков фильмов, мультфильмов, а также обсуждение, проигрывание ситуаций, представленных на экране, поиск альтернативных путей решения данных ситуаций, написание эссе и т. п.

Работа клуба была организована с подростками 15-18 лет на базе второго структурного подразделения Сургутского профессионального колледжа. Для знакомства с подростками было проведено пилотажное исследование, цель которого: выявить жизненные приоритеты подростков, а также обнаружить подростков, у которых наблюдаются трудности в конструктивном решении конфликтных ситуаций, и установить типичные способы решения конфликтных ситуаций современными подростками.

Для реализации целей пилотажного исследования было проведено занятие-дискуссия «Путь к моей мечте». С помощью этого занятия и беседы с психологом колледжа мной было выявлено, что большинство подростков не имеют отцов, некоторые из них живут с отчимами. В семьях, как правило, можно выделить следующие тенденции воспитания родителями: авторитарность, гиперопека или игнорирование и безразличие к ребенку. Эти подростки не имели возможности продолжать обучение в своих школах в старших классах по причине низкой успеваемости. Такая ситуация способствовала формированию низкой самооценки, привела к отсутствию учебной мотивации. Также для подростков характерны следующие черты: аффективный и агрессивный типы поведения, конфликтность в семейных отношениях, ранние антисоциальные формы поведения, отрицательное отношение к учебе, низкий уровень интеллекта.

В процессе проекта «Путь к мечте» были проведены престест и посттест. В них были включены следующие методики : тест фрустрационных реакций Розенцвейга и методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

В рамках проекта «Путь к мечте» было проведено 10 занятий. Темы занятий:

1. «Когда перед нами закрывают двери».

2. «Уметь говорить свое мнение».

3. «Что я хочу? Что я могу?».

4. «Я для себя. Я для других. Я глазами других».

5. «Я вне конфликта».

6. «Конфликты в детско-родительских отношениях».

7. «Конфликты в детско-родительских отношениях и пути их решения».

8. «Мой позитивный взгляд на любовь».

9. «Перед выходом на сцену».

10. «Готов к выходу в жизнь».

На каждом занятии были поставлены определённые задачи на уменьшение деструктивных способов разрешения конфликтов. На занятиях подросткам предлагалось проигрывание различных конфликтных ситуаций, нахождение конструктивных путей решения конфликтов, были проведены игры, которые были направлены на знакомство, установление доверия и взаимопомощи в группе: «Спасибо за.», «Ассоциации», «Кораблекрушение», «История одной вещи», «Сегодня я…», «Общий признак», «Роли», «Паровозик», «Надписи на спине», «Таможня», «Бесконечное уточнение», «Я-ТЫ», «Заезженная пластинка», «Крокодил» и другие.

По завершению мной было предложено сделать коллаж на тему: «Как мы шли к нашим мечтам». В ходе проведённых нами 10 занятий, ребятам удалось выполнить все поставленные задачи. Подростки смогли познакомиться с конструктивными решениями в конфликтных ситуациях и средствами для поиска этих решений, пробовали находить аргументы для отстаивания своей позиции, так же, смогли попробовать договариваться друг с другом. Подростки смогли создать собственную ориентировку в своих желаниях и возможностях на пути к своим целям и мечтам.

Анализ результатов исследования, в ходе которого проводилась работа по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В результате проведения работы по профилактике конфликтов у подростков несколько снизилось количество конфликтов в межличностных отношениях этой категории школьников. Это можно увидеть, по результатам, которые были получены в посттесте.

2. Проведение занятий, направленных на формирование у подростков способов реализации агрессии без причинения вреда окружающим, навыков конструктивного общения способствовало снижение уровня выраженности агрессивности, конфликтности, враждебности, негативизма, данные результаты, мы смогли увидеть из анализов занятий.

3. Несмотря на то, что после проведения коррекционной работы факторы, провоцирующие конфликты у подростков сохраняют свою актуальность, была отмечена менее агрессивная реакция на воздействие этих факторов, это можно увидеть в результате посттеста, по методике фрустрационных реакций Розенцвейга.

4. В результате формирования у подростков навыков конструктивного общения, умения понимать партнера по общению, учитывать его интересы и потребности стала менее выраженной стратегия соперничества, а в качестве ведущей стратегии выступает компромисс. Кроме того, подростки реже прибегают к физической и вербальной агрессии для разрешения возникающих противоречий.

5. В целом у подростков, с которыми проводилась коррекционная работа, отмечалось более глубокое понимание проблемы конфликта в межличностных отношениях. Это выражалось в том, что подростки более успешно выявляли причины, приводящие к конфликтам, и в некоторых случаях старались предупредить возникновение ситуаций, приводящих к конфликту. Испытуемые адекватнее оценивали свое поведение и поведение оппонента, пытались учитывать в разрешении конфликта интересы обеих конфликтующих сторон. Осознание деструктивности использования физической и вербальной агрессии как способов разрешения противоречий способствовало более интенсивному применению подростками конструктивных способов взаимодействия в конфликте.

Список литературы

1. Мириманова, М. С. Конфликтология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М. С. Мириманова. - М. : Издательский центр Академия, 2003. - 320 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. – 272 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Исследования в космосе» Программное содержание: Цель: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду - обогащение опыта межличностного.

Сценарий праздника для подростков «Ромашковый рай» «Ромашковый рай» Цель: организовать досуг несовершеннолетних. Задачи: Обобщить и систематизировать представления о лете; Развитие творческих.

Доминирующие стратегии конфликтного поведения. Наиболее расширенный материал по теме Ведение Современные достижения исследований в психологии личности (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев,.

Маркетинговые исследования в рамках инновационной деятельности В строгом смысле, маркетинговое исследование – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга. То есть,.

Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе.

«Поговорим о милосердии» — занятие для подростков "Поговорим о милосердии" Цели: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть.

Рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением Рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением. • В каждой конкретной неблагоприятной.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Занятие для подростков «Отношение с родителями» Отношения с родителями. Цель: помочь детям научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями. Вывешиваются таблицы с названиями.

Занятие для подростков «Жизнь-это…» Жизнь – это… Цель: формирование активной жизненной позиции. Задача: Пробудить интерес подростков к проблемам самопознания и самовоспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методы исследования конфликтного поведения подростков с отклоняющимся поведением
Опубликовано: 24 августа 2016 в 07:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД