Лучший педагог года

Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста

Анна Равочкина
Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста

Современное дошкольное образование ориентировано на организацию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность поднятой проблемы определяется содержанием, представленным в нормативных документах дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как одно из значимых направлений в процессе развития самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста.

Публикация «Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В свою очередь, практика детских садов направляет нас на необходимость разработки педагогических условий организации исследовательской деятельности в детском саду.

Исследовательская деятельность это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с неизвестным заранее решением; такая деятельность предполагает наличие основных этапов научного исследования. Значительный вклад в развитие теории и практики исследовательской деятельности в дошкольной педагогике внесли : С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцова, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова, А. И. Савенков и другие.

Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». С. Л. Рубинштейн указывал, что для ребенка дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, кто он есть, в процессе исследовательской деятельности. А. И. Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.

При рассмотрении данной проблемы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с педагогами. Проведено анкетирование, с целью выявления теоретической и практической готовности воспитателей к руководству учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста.

По результатам анкетирования было выявлено, что у 47,8 % педагогов выявлен средний уровень сформированности готовности к руководству учебно-исследовательскими играми старших дошкольников.

30,5 % педагогов продемонстрировали низкий уровень. Лишь у 21,7 % воспитателей выявлен высокий уровень.

Полученные результаты дают возможность судить, что большинство педагогов нуждаются в помощи по руководству учебно-исследовательскими играми.

Также нами дополнительно было проведено исследование детей старшей группы в количестве 17 человек, возраст испытуемых – 5-6 лет. Для определения места исследовательской деятельности в предпочтения детей проводится диагностика по методу Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Ребё нку предлагается рассмотреть картинки с изображением различных занятий: дети играют в кубики, изучают книги, проводят опыт, поливают цветы, рисуют, собирают конструктор. Ребенку предлагается выбрать три ситуации, в которых он хотел бы оказаться. Выбор фиксируется в групповой таблице, воспитатель определяет заинтересованность коллектива в экспериментировании.

Данные показывают, что предпочитаемыми видами деятельности у старших дошкольников являются детское экспериментирование, игра и конструирование. Таким образом, организация учебно-исследовательских игр в старшем дошкольников возрасте актуально для детей.

Проведенное нами исследование показало, что почти у половины педагогов выявлен средний уровень готовности к руководству учебно-исследовательскими играми старших дошкольников. Полученные данные анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство педагогов нуждаются в помощи по руководству учебно-исследовательскими играми.

Исследование детей старшего дошкольного возраста показало, что такие виды деятельности, как детское экспериментирование, игра и конструирование, являются наиболее предпочитаемыми. Поэтому организация и руководство учебно-исследовательскими играми отражают потребности и возрастные особенности старших дошкольников.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с интерактивной игрой для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Подготовила учитель-логопед первой категории Жучкова Н. А. для детей старшей и подготовительной.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 мая 2020 в 17:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД