МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности

Ирина Александровна Потапова
Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности

Тема: «Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности».

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Среди задач дошкольного образования важное место занимает художественно эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, обогащает его представления о мире. В процессе рисования проявляется детское творчество.

Публикация «Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности» размещена в разделах

Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале занятия и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих проявлений.

Изучая развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в начале года мы провели обследование уровня изо деятельности при письменном согласии родителей:

• обследование по методике Г. Г. Григорьевой. [1]. Выявление способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла детьми.

• определение уровня интеллектуально-эстетического развития по методике Т. С. Комарова, Т. А. Ратановой. [2].

Анализ результатов обследований показал, что дети недостаточно самостоятельны в определении замысла и его реализации, тематика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообразием. В некоторых работах видна оригинальность, что свидетельствует о развитии творческого воображения, но качество детских работ в плане выразитель-

ности невысокое.

Задачами работы стали:

- обогащение представлений детей об окружающем мире;

- содействие развитию замыслов и творческих технических умений у детей;

- ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.

Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа:

I этап: Содействовать накоплению детьми непосредственных впечатлений.

На данном этапе с детьми проводились тематические экскурсии, занятия, беседы о предметах народного быта, народных промыслах, экскурсии в Кремль, домик Каширина, праздники: встреча сретенья, масленица и т. д. В занятиях по миру музыки разучивались русские – народные, хороводные игры, заклички, песни; дети слушали русские - народные мелодии. Особенно понравилась детям пляска «Веселый каблучок» и задорная «Кадриль». Для детей организовывались выставки предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание различных предметов народного творчества, составлялись совместно с помощью родителей альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства.

Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного промысла и различными изобразительными материалами для воплощения собственного творческого замысла.

Для этого было сделано следующее:

1. пополнили предметно - развивающую среду мини-центра группы художественно - эстетического развития предметами декоративно-прикладного искусства;

2. обогатили среду разнообразными изобразительными материалами: цветной и бархатной бумагой, клеем, гуашевыми и акварельными красками, тушью, свечами, пластилином, соленым тестом, глиной, манкой, восковыми мелками, пастелью, сангиной, углем, тычками, трафаретами. ; дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети делали сами для себя и детей старшей и средней групп.

3. Создали альбомы и наглядный материал (репродукции изделий по различным видам декоративно-прикладного искусства).

В среде мы разложили материал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и мамам и папам.

Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческих действий с материалом, мы предлагали, как знакомый им материал (гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин, так и менее знакомый: (соленое тесто, тушь, пастель, уголь, канцелярский клей, бархатная бумага, печати из овощей, поролона, ватные палочки). Мы побуждали к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми необычными техниками: гратажж, пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, пластилинография и т. д. Ксюше и Мелиссе понравилось пальцеграфия, печатанье лошадками. Девочки придумали много интересных образов: рыбки, осьминог, петушок, медведь, бабочка, птички и так далее. Было видно, что дети действуют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.

Со временем у детей появился интерес к русскому народному творчеству к Нижегородскому краю, его песням, сказкам. Был проведен цикл занятий по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, включенные в занятия по социальному миру. Дети накопили яркие эмоциональные впечатления, познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности. Эти достижения, позволили перейти ко II этапу работы.

II этап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».

Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ксюше понравилось украшать узором силуэты дымковских барышней. Денису понравилась техника гратажа, он с удовольствие процарапывал черный фон получал интересные узоры. Данный этап способствовал формированию изобразительных умений и навыков в соответствии с особенностями разных видов декоративно-прикладного искусства, формированию умения самостоятельно и творчески использовать их в свободной, самостоятельной деятельности.

III этап: «Творческий»

Данный этап включал в себя занятий, в процессе которых дети имеют возможность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Деятельность проводилась в игровой форме и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.

Мы предлагаем детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь попавшим в беду или сделать подарок. Например, царь Берендей прислал детям посылку с необычными силуэтами посуды, а то не царское это дело на обычной посуде есть. Причем к такому выводу пришли сами дети, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные виды росписи и способы их рисования. Стали дети мастерами и выбрали понравившийся силуэт, материал и замысливали свой неповторимый узор. Процесс сопровождался яркими положительными эмоциями и речевыми высказываниями: «Я сейчас для царя такой узор нарисую, что уточка получится нарядная, яркая. На этом занятии было предложено конкретная тема – Хохлома, её подсказала загадка, т. е. была поставлена конкретная творческая задача, причем в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по-разному, проявлял инициативу в воплощении замысла. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Например: в проблемной ситуации, когда мастеров русских похитили злые силы не осталось на Руси радости, ярких красок, все кругом застелил серый морок дети предложили не поддаваться унынию, а завести веселые хороводы, песни, заклички, а Мелисса предложила разукрасить все вокруг яркими красками, что бы вернулась в мир радость и красота. Каждый становился мастером понравившегося ему больше всего вида декоративно-прикладного искусства : гжель, хохлома, городец, дымка, филимоново. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Причем, вопросы педагогов направляют малышей не на сравнения рисунков, а на поиски наиболее выразительных средств изображения.

Дети самостоятельно пришли к выводу, что пластилин придает изделию объемность, гуашь - яркость, фломастеры - четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округлых форм.

Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел. Такой прием поддерживает интерес и настроение малышей и способствует развитию их творческого воображения.

Таким образом, творческие занятия одновременно способствуют осуществлению задач воспитания и развитию художественной способности детей

Мы отмечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в

свободной деятельности использовали нестандартный материал. Ежемесячно

устраивались индивидуальные выставки Андрея, Дениса «Волшебные птицы», а работы Алеши и Ксюши «Золотая хохлома» украсили группу.

Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навыков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, умений видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.

Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисовании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

*Родительские собрания,

*Показательные мероприятия

*анкетирование

*Беседы

* Участие родителей в оснащении группы игровым материалом Совместные мероприятия:

*Праздники

*Развлечения

*выставки совместных работ

* фотовыставки Информирование:

*Консультации

*Памятки

*Семинары-практикумы

*метод. литература

При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.

Результатами проделанной работы стали

- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

- развитие способности самостоятельно создавать замысел и реализовывать его с использованием нестандартных материалов.

Публикации по теме:

Доклад: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Понятие "способность" употребляется в словаре русского языка С. И. Ожегова в двух значениях. В первом случае данный термин отождествляется.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Подготовила: Воспитатель Корецкая М. Н. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно- образовательного.

Педсовет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» Теоретические материалы к педсовету «Развитие творческих способностей воспитанников в коммуникативной деятельности» Терминологический.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности . Актуальность опыта Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование. С самого раннего возраста, с появления.

Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности на тему: Развитие творческих способностей детей в процессе.

Влияние музыки на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Актуальность данной темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности ребёнка Современный человек должен уметь видеть и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности
Опубликовано: 6 октября 2017 в 09:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД