Получи документы

Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Елена Макарова
Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Макарова Елена Георгиевна

ГБДОУ Детский сад №69

Невского района Санкт- Петербурга

Статья «Роль фольклора в развитии музыкальных способностей

детей дошкольного возраста»

Народная культура обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Приобщение детей с малолетства к «истокам», к традициям и обычаям предков создает уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, понимания закономерностей происходящего, развития речи, умения выстраивать отношения сотрудничества, сотворчества, развивает коммуникативные навыки. Можно сказать, что детские впечатления-это фундамент для развития нравственных чувств и представлений.

Публикация «Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном мире, где правят законы «потребления», важнейшей задачей здорового воспитания является именно воспитание творческой личности. Ребенка необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии.

Известный фольклорист Г. М. Науменко писал так: «…какую звуковую информацию ребенок впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»

Если в течении года дошкольники знакомятся русскими народными сказками, песнями, хороводами, потешками, и подвижными играми, то они получают представления об укладе жизни предков, воспринимают нравственно-этические нормы своего народа. Посредством использования произведений устного музыкального народного творчества происходит развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей, потому -что каждый ребенок получает возможность проявить себя и в драматизации сказок, и в песенно-танцевальных номерах, и в народных командных играх, и в творческих заданиях.

Разнообразные фольклорные жанры, используемые в нашей работе:

Прибаутки.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания.

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

* * *

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

* * *

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы.

Небылицы-это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные. Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет? (Л. Станичев.)

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица.

Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)

Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки.

Скороговорки для детей — это не только веселые стихи для развития речи и дикции. Они знакомят детей с богатством русского языка. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни.

Исполняя с детьми эти яркие, напевные, поэтичные произведения устного народного творчества, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.

Несколько примеров игровых песен:

Козел.

Ишёл козёл дорогою, дорогою, дорогою.

Нашёл козу безрогую, безрогую козу

Припев: Давай, коза /попрыгаем/3р

И ножками /подрыгаем/2р коза

И ручками /похлопаем/3р

И ножками /потопаем/2р коза

И хвостиком /помашем/3р

И весело /попляшем/3р

Головкой /покачаем/3р

И снова /начинаем/3р

Ишёл козёл /тропинкою/ 3р.

Нашёл козу /с корзинкою/ 2р козу.

Ишёл козёл /дорожкою/ 3р.

Нашёл козу /с гармошкою/ 2р козу.

Ишёл козёл /по мостику/ 3р.

Нашёл козу / без хвостика/ 2р козу.

Ишёл козёл /полянами/ 3р.

Нашёл козу /румяную/2р козу.

Ишёл козёл /за сливою/3р.

Нашёл козу /красивую/2р козу.

Ишёл козёл /запрудами/3р.

Нашёл козу /премудрую/2р козу.

Птички.

1. Летели две птички

Ростом невелички

Припев: Ой сад виноград, зелёная роща /2р

2. Как они летели

Все люди глядели

3. Летели, летели

Сели, посидели

4. Сидели, сидели,

Взвились, полетели

5. Как они прощались

Крепко обнимались

В центре два человека своими движениями повторяют сюжет песни.

Хороводы.

Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Участвуя в хороводе- маленьком театрализованном представлении, -ребенок словно переносится в иной, сказочный мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, березкой, лебедью, ясным соколом и т. д. Одни игры и хороводы помогают ребенку представить себя сильным и ловким, другие-развивают сообразительность и смекалку. Третьи-дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира, природы, и воспеть ее.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. Говоря о характере хоровода, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального.

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т. д.) Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам.

Народные игры:

Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили свое распространение. Во многих играх поются игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные детям, мелодии. Игра-всегда не только развлечение, забава, но и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Такие как «Бояре», «Маки», «Колечко», «Золотые ворота» и т. п.

Малечина – калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина -калечина, сколько часов до вечера?»

Раз, два. десять.

Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Гуси

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями» :

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Находясь в ситуации активной эмоциональной вовлеченности, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития : творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.

Разнообразие творческих заданий основанных на русском музыкальном фольклоре способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.

Публикации по теме:

Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинс Одной из важнейших задач, стоящих перед.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных.

Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет» Детский фольклор – это особая часть народной.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Конспект занятия для развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность. Задачи:.

Проектная деятельность «Роль игрушки в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста» 1Актуальность Актуальность проблемы и темы исследования. Изменения, происходящие в социально – экономической жизни России, оказывают существенное.

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Роль музыкальных игр в развитии детей с нарушением движения Роль музыкальных игр в развитии детей с нарушением движения Основная задача коррекционно – педагогической работы - создание условий для.

Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 мая 2019 в 17:06
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД