Лучший педагог года

Роль игры в музыкальном воспитании ребенка

Александра Петрова
Роль игры в музыкальном воспитании ребенка

Работая воспитателем, зачастую сталкиваюсь с проблемами в обучении дошкольников музыке.

Основной сложностью в работе является замкнутость ребёнка, так называемый «блок». Причиной этому является заниженная самооценка, и как итог - невозможность раскрыть свои музыкальные способности в полном объёме.

Из личного опыта хотелось бы акцентировать внимание на методах, приёмах, помогающих помочь ребёнку справиться с зажатостью, «блоками», раскрепоститься, помочь тем самым ребёнку окунуться в интересный и увлекательный мир музыки.

Публикация «Роль игры в музыкальном воспитании ребенка» размещена в разделах

Музыка в ДОУ – это начальная ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса у детей. Вследствие этого очень важно показать ребёнку, что с музыкой наша жизнь становиться ярче, краше, интереснее и добрее. Но не все дети готовы открыться своему педагогу с первого раза. Поэтому музыкальному руководителю очень важно учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка разработать план соответственно и всё дальнейшее обучение выстраивать в соответствии с этим. Потому как дошкольное образование – фундамент дальнейшего обучения. И от того насколько правильно его «заложат» в начале зависит насколько правильно будет восприниматься окружающий мир. Благодаря этому, опыту берёт начало у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творческого потенциала.

Каждый ребёнок – «творческая личность». Тут очень важно правильно подойти к её развитию. На помощь педагогам приходит ключик – игра. Казалось бы всё очень просто и легко: все дети любят играть. Игра – пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду в жизни, но это не совсем так, среди взрослых это понятие занимает немаловажную роль.

Давайте рассмотрим это понятие в более узком направлении. Музыкальная игра, как способ снять неуверенность и замкнутость ребёнка.

В первой младшей группе по возрастным особенностям детей, это основной вид деятельности. Дети с интересом увлекаясь какой – либо интересной игрушкой, синтезируя с музыкальным обыгрыванием ситуации: музыкально- ритмические движения, пение,сами того не замечая познают окружающий их мир через музыку, начинают творчески развиваться.

В такие моменты педагог должен поощрять, хвалить ребёнка, поднимая тем самым его самооценку и интерес к занятиям.

Начиная со второй младшей группы желательно подключать элементы драматизации в занятия. Проигрывая с детьми самые простейшие сказки или их отрывки, включая музыкальное сопровождение или песенное творчество, результаты не заставят себя долго ждать.

К средней группе дети становятся «артистами». Им уже знакомо такое понятие, как драматизация, им это очень нравится, они ставят уже полноценные сказки.

Практика показывает, что у детей старшего возраста хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. У них очень хорошо развита фантазия, они сочиняют, придумывают свои интересные и увлекательные истории, песни, игры и даже становятся хореографами своих танцевальных постановок.

Так, продолжая играть, дети раскрепощаются, возрастает творческая активность, они очень любят импровизировать.

В подготовительном возрасте дети имеют определённый багаж знаний, умений и навыков. И применяют их не только на занятиях, но и в жизни (они танцуют поют, разыгрывают свои театральные постановки уже без помощи взрослых). Таким образом, можно проследить тенденции : дети начинают раскрепощаться, становятся свободнее и увереннее в своих действиях. Игра помогает легко и эффективно воспринимать и усваивать музыкальный материал, вызывая интерес к музыкальному искусству, а так же решает многие проблемы в воспитательном процессе.

Дети, которые замкнуты, стесняются, никак себя раньше не проявляли, меняются на глазах.

Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции.

Развивая, например, чувство ритма у детей, мы тем самым помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов. Отдельное внимание, следует обратить на речевые игры. В настоящее время очень остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста.

Речевые игры - одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Всё взаимосвязано в организме человека, в том числе и музыкальный слух развивается совместно с речевым. Такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, тембр, динамика являются характерными и для речи.

Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволит детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Ярким и удобным помощником в этом может быть методика К. Орфа. Его речевые игры, которые сопровождаются звучащими жестами (хлопками, шлепками, щелчками) прекрасно развивают чувство ритма. А ритм в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием, способствует лучшему запоминанию.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждает детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Изготовление музыкальных инструментов своим рукам приводит детей в дикий восторг. На таких инструментах дети могут изобразить абсолютно любой звук окружающего их мира (гром, свист, шорох, ветер).

Казалось бы, всё так прост, ну что такого в том, что насыпав в пластиковые баночки различные виды круп, ребёнок обыгрывает различные моменты. Это обычная игра, ничего особенного! А на самом деле – игра – важнейший элемент музыкальной деятельности. Здесь полезны любые виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные.

Правильное построение данного вида работы, уделение внимание такому виду деятельности как игра, позволит добиться высокой результативности, а так же решит главную проблему – раскрепощение ребёнка.

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в музыкальном воспитании ребенка
Опубликовано: 28 марта 2024 в 15:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД