Лучший педагог года

Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кристина Клапотовская
Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

В настоящий момент, в период роста национального самосознания, вполне закономерен интерес к национальной культуре как к некой основополагающей системе, которая способствует духовному оздоровлению и гуманизации всего народа. Гуманизация в свою очередь способствует открытости культуры, что ведет к максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Публикация «Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Благодаря изменениям в системе образования дошкольные учреждения в процессе создания собственной образовательной программы учитывают аспекты гуманизации, вопросы национального воспитания и возможность для приобщения к общекультурным условиям. Именно по этой причине следует воспитательно-образовательную работу организовать как индивидуальныйпроцесс, где учитываются личностные особенности, склонности и интересы дошкольника. [1;2;3;4]

Одним словом, культура рассматривается как основа образовательной системы, что в свою очередь диктует многообразие подходов и достаточно широкий круг проблем: национальная культура, объект культурного пространства, разнообразие региональных культур, региональная культура как модель жизни, значимые компоненты региональной культуры, возможности освоения культурного пространства, самобытность соседствующих культур и прочее.

Один из наиболее остро ощутимых вопросов – вопрос «погружения» ребенка в культурную общность на дошкольном этапе. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по этому вопросу позволяет дошкольнику познать себя, помогает наиболее прочно заложить основы культурного начала и осознать ценность своей жизни и общества в целом. Для ребенка важно не просто некое знание о культуре, а проживание традиции через вхождение в годичный праздничный круг. [5]

В. С. Мухина, Р. С. Немов, А. В. Петровский и многие другие исследователи, занимавшиеся вопросами возрастной психологии, отстаивали мысль, что именно старший дошкольный возраст наиболее важен для всего дошкольного периода в целом, так как в этот возрастной отрезок времени оптимальным является погружение ребенка в аспекты национальной культуры. [6]

Вхождение в культуру и проживание её в старшем дошкольном возрасте возможно осуществить через игровую деятельность. С игровой деятельностью связано в этот период многое: появление ролевых и реальных взаимодействий, командные и одиночные манипуляции, конструирование по замыслу, развитие изобразительной деятельности и прочее. Знакомя с игровой деятельностью, педагог знакомит и с явлениями общественной жизни, уделяя особое внимание таким темам как «Семья», «Родовое древо», «Семейный праздники и традиции», «Традиции и культура наших предков». В данный возрастной период проходит знакомство с государственными символами (герб, флаг, гимн, педагоги читают соответствующую художественную литературу, рассматривают тематические альбомы с иллюстрациями, играет в соответствующие игры, организует беседы и создает образовательные ситуации. Вполне возможно знакомство с национальными костюмами традициями и обычаями. Одним словом, поддерживает интерес к национальному вопросу. [8]

Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.

Если взять культуру за основу образовательной стратегии, то следует отметить несколько подходов:

культурологический (каждое общество создает свою культуру, «лицо», что сопровождает человека всю жизнь и передается из поколения в поколение; опирается на принцип культуросообразности, научности, личностно-ориентированный,);

антропологический (организован через целую систему принципов – природосообразности, доступности, нарастающей трудности, наглядности, ориентация на зону ближайшего развития, субъектности).[7;9]

Итак, можно отметить следующие направления в работе с детьми:

воспитание художественного вкуса путем созерцания красоты образцов изделий руских народных промыслов декоративно-прикладного искусства;

прививать чувство сопричастности к национальной культуре и истории государства через участие в народных праздниках и через соблюдение народных традиций (таким образом дети приобщаются к наблюдениям за природой в разные времена года, за поведением животных, птиц и насекомых, за трудом взрослых);

развивать двигательную активность посредством ознакомления, а дальнейшем и участия в народных играх;

через чтение и обсуждение русских народных сказок знакомить со средствами выразительности родной речи ( преимущественно с литературными тропами: метафора, эпитет, перифраз, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, антитеза, что в свою очередь привьет любовь к образному меткому слову;

развивать связную речь, звукопроизношение и фонематический слух путем ознакомления с народными песенными жанрами: колыбельная, потешка, пестушка, прибаутки, шутки, частушки);

развивать логическое мышление и самостоятельность мысли через чтение загадок, пословиц и поговорок;

формировать умение видеть черты русского характера в фольклорном творчестве и гордиться ими (добро, трудолюбие, храбрость, патриотичность, верность, красота души, простота общения);

формировать представление о народной культуре через сюжетную игру.

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 300 с.

3. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

4. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128

5. Выготский, Л. С. Собр. сочинений. В 6 т. – Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – С. 243-386.

6. Зеньковский, В. П. Психология детства / В. П. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.

7. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // https://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1

8. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М. И. Богомолова. – М. : Просвещение, 1988. – 112 с.

9. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

Публикации по теме:

Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста "Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать.

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам.

Особенности взаимодействия семьи и ДОУ в формировании у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 «Фестивальный» Консультация для педагогов.

Консультация для родителей «Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста» Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившимся у него.

Лэпбук «Слоговичок» для формирования слоговой культуры у детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Слоговичок» для формирования слоговой культуры у детей старшего дошкольного возраста Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Различные виды искусства обладают специфическими.

Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста .

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание.

Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В период дошкольного детства одна из наиболее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 18:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД