Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод» (8 фото)

Оксана Лось
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Лось О. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР.

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощённые в предметах матери-альной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определённым видом труда. В этих работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период жизни. Очень часто дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама - экономист. Что делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».

Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Хлебозавод“» размещена в разделах

Серьёзные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые под руководством доктора В. И. Логиновой показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом стержневом понятии вокруг которого выстраивается информация. Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес…

В ходе тематической недели по теме «Все профессии нужны» провела с детьми беседу о работниках детского сада, о значимости их труда. Оформила дидактическую игру «Знаю все профессии» и познакомила с нею детей. В совместной деятельности дети много узнали о современных профессиях нашего времени, например о труде менеджера, как он организует работу на предприятии, подбирает специалистов, персонал, организует продажу товаров. Узнали о художнике – дизайнере, который создает красивые вещи, предметы, украшает помещение. На основе этих знаний в группе организовали сюжетно – ролевые игры «Предприятие по продаже игрушек», «Художники – дизайнеры по одежде».

Результаты диагностики, проведённые мною в старшей группе в 2011 году, показали, что у детей недостаточно сформированы представления о трудовой и профессиональной деятельности взрослых. Всё это побудило меня выбрать для самообразования тему «Формирование представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых посредством сюжетно - ролевых игр». Для изучения темы наметила следующие задачи:

1) расширить и обогатить знания о профессиях;

2) развить и реализовать полученные знания в игре;

3) формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи;

4) воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами товарищей по игре;

5) продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, ис-пользуя атрибуты, разные конструкторы, строительный материал;

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Сюжетно - ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, является важным средством воспитания. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основной особенностью в игре являются: соблюдение правил.

Именно в игре дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

В сюжетно - ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Ребёнок отличает игру от действительности.

Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. Возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых, у детей появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. В игре развивается творчество и воображение. Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, разные предметы, которые помогают действовать с взятой на себя ролью. Если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Для детей игра является «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игре воспитывается интерес и уважение к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, закрепляются правила поведения.

Именно сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий.

Мною был составлен перспективный план сюжетно – ролевых игр на современную тематику. Была проведена большая предварительная работа (в зависимости от темы предстоящей игры).

Вне занятий предлагала детям рассмотреть картинки, иллюстрации с изображением людей разных профессий, выяснила, что ребятам известно о деятельности родителей. (Где работают папа и мама? Кем работают? Какую пользу приносят своим трудом). В ходе индивидуальных бесед уточнила, какие профессии вообще знакомы детям. Задавала вопросы: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему все люди работают?

Чтобы дети могли логически мыслить, развивать свою речь, правильно строить предложения в рассказе, проводила беседу, спрашивая у детей:

1) Где работает библиотекарь?

2) Какие качества необходимы водителю?

3) В чём состоит работа воспитателя детского сада?

4) К какому врачу вы идёте на приём, если заболел зуб?

5) Людей, какой профессии называют «огнеборцами»?

6) Кто шьёт людям одежду?

7) Кто растит пшеницу в поле?

8) Что главное в профессии рекламного агента?

9) Какие строительные профессии вы знаете?

10) Кто учит детей в школе?

Знакомились с пословицами и поговорками, учились объяснять их смысл.

«Почёт и труд - рядом живут», «Труд кормит - а лень портит».

В ходе совместной деятельности познакомились с профессией врача: стоматолог, лор, офтальмолог. Познакомились с трудом хлеборобов в настоящее время, с некоторыми особенностями выращивания хлеба. Рассматривали труд человека в древности, обогатился словарный запас детей словами: копьё, острога, соха, арбалет.

Большое значение для сообщения знаний о труде, обогащения представлений имеют экскурсии. Водила детей в школу, наблюдали за работой учителя, посещали урок. 1 сентября в МОУ «СОШ № 40» дети наблюдали за школьной линейкой. Ходили на экскурсию на почту: наблюдали за работой сортировщицы. Полученные знания дети использовали в группе в играх на примере игр «школа», «почта», «библиотека». Дети охотно принимали участие в этих играх, самостоятельно распределяли роли, создавали соответствующую игровую обстановку. Сюжеты, развертываемые детьми постоянно становились более сложными и разнообразными, стали носить многотемный характер. В процессе игр дети научились отражать содержание деятельности представителей таких профессий как: фермер, менеджер, бухгалтер, спасатель, почтальон, доктор. Тема «профессии» прошла через все виды деятельности: на занятии по лепке дети лепили домашних животных (при ознакомлении с профессией фермер, на занятии по рисованию дети в своих работах изображали сбор урожая осенью. Рисовали на тему «строительство нового дома», чтобы дети могли лучше развивать сюжет в игре, а игры были содержательными, воспитывающими, необходимо расширять и углублять знания через художественную литературу, произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Например, произведения Л. Кассиля «Далеко в море», «Самолет летит» И. Винокурова, отрывки из книг, в основу которых положены яркие динамичные события, необычные случаи (пробоина в трюме парохода, потопление корабля, падение самолета). Драматизм событий глубоко волнует детей. Их увлекают характеры героев, их мужество, смелость, находчивость, искренняя забота о людях. Книги учат добру и мужеству, зовут к действию в игре. Чтобы обогатить «военные» игры, использовались следующие репродукции картин: И. Бордачева «Подвиг», Н. Бута «Между атаками». С большой охотой дети изготовляли атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Для игры «Почта» клеили из бумаги конверты, марки, мастерили открытки. Для «Больницы» из бумаги делали медицинские карты и талоны. Была открыта «мастерская по ремонту книг» для игры «Библиотека». Для пополнения атрибутами к играм большую помощь оказали родители: сшили профессиональную одежду для кукол, бескозырки, воротники; руль-якорь для игры в «моряков».

В нашем городе есть крупные предприятия, такие как БЛПК и БрАЗ, на которых трудятся многие родители наших воспитанников. Из рассказа воспитателя дети узнали, что производят эти предприятия, о профессиях, востребованных на этих предприятиях, например литейщики, которые плавят металл, варщики, которые варят целлюлозу.

Весьма важно знакомить дошкольников с широким кругом профессий взрослых, с такими новыми для нас понятиями как менеджер, бухгалтер, озеленитель, спасатель. Подробно рассказала о их трудовой деятельности. Знания детей закрепляла по вопросам:

1) Связана ли эта профессия с человеком? С миром животных? Растений?

2) Какую одежду носят люди данной профессии?

3) Нравится ли тебе эта профессия?

4) Хотелось бы тебе обучиться этой профессии, когда станешь взрослый?

Чтобы поддержать интерес к труду взрослых, в группу пригласила одну из мам для рассказа о своей профессии маляра. Детям было интересно слушать, как красят окна, штукатурят и белят стены. Рассмотрели инструменты: кисть, валик, шпатель, как ими можно работать…

Детям предлагались настольные игры, связанные с профессиями людей, например, «пред-метное лото», где нужно назвать предмет, объяснить его назначение и назвать профессию человека, которому он нужен. Знакомила детей с играми, связанными с современными профессиями, типа «угадай профессию по ключевым словам», «спор профессионалов», «придумай другое слово»… Была проведена работа с родителями по этой теме, подготовила рекомендации, составила консультации на темы: «ребенок в мире профессий», «воспитание у детей интереса к труду взрослых», «что такое сюжетно-ролевая игра. Для закрепления знаний о профессиях взрослых вместе с детьми оформила стенд «Все профессии нужны, все профессии важны!» для оформления были подобраны картинки с изображением людей разных профессий. В конце учебного года в подготовительной группе провела диагностику. Диагностика показала, что дети осознают значимость труда людей разных профессий и взаимосвязь различных видов труда, сформировано обобщённое представление о структуре трудового процесса, понимание связи между его компонентами.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в т. ч. сюжетно – ролевую игру.

Литература

1. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», изд. Феникс, 2006 - 251 с.

2. Шорыгина Т. А. «Профессии, какие они», изд. Гном и Д, 2010 - 96 с.

3. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», изд. Детство-Пресс, 2003 - 160 с.

4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре», изд. Просвещение, 1983—192 с.

5. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», изд. Сфера, 2009 – 105 с.

6. Вахрунеев А. А., Качемасова Е. Е. «Здравствуй, мир!», изд. Баласс, 2006 – 80 с.

Фото «Хлебозавод»
Сюжетно-ролевая игра - фото
Фото №1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО РОЛЕВЫХ ИГР Фото №2 Труд центральное социальное явление Фото №3 Все ценности воплощённые в предметах матери альной и духовной культуры созданы трудом человека Фото №4 На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых которые заботятся о них включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту Фото №5 Эльконину в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений
Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Оформление сюжетно-ролевых игрОформление сюжетно-ролевых игр В нашей группе очень мало места для хранения сюжетно-ролевых игр. Мы с моей сменщицой Батиной Татьяной Федоровной решили оформить игры вот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
Опубликовано: 2 января 2013 в 18:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД