Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольника

Виталина Федькина
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольника

Игра – основной вид деятельности дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, т. к. игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Замечательный педагог Д. Б. Эльконин говорил «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия». Наблюдая за играми детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в «Магазин», а в «Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития ребенка. В ней ребенок впервые начинает различать фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. С видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно – ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего. Это способствует переходу на новый уровень развитию не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Проблемами сюжетно – ролевых игр занимались Д. Б. Эльконин, Д. В. Мвнджерицкая, П. Г. Самокрутова и другие. Сюжетно – ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которая заключается в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов – заменителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений.

Каждая игра имеет частные мотивы:

Интерес к тем или иным событиям, стремление к совместной деятельности в обществе, привлекательных для ребенка сверстников, придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности. Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников.

Роль является средством реализации сюжета

Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как шофер, лечит куклу как врач) Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основные особенности сюжетно – ролевой игры

1. Соблюдение правил

Правила регламентирую действия ребенка и воспитателя, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу ребенка не проявляется. В сюжетно – ролевой игре правила вытекают из самой сути поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к людям, вещам.

2. Социальный мотив игр

Социальный мотив игр закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в истине взрослых отношений.

3. В сюжетно –ролевой игре идет эмоциональное развитие

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т. д. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности вызывает сопротивление, дается с трудом.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника

Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к различным видам труда взрослых, у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в то, что он изображает.

5. В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно – ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

6. Равитие речи

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживание партнеров, согласовывать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования, связано с развитием речи, со всевозрастающей способностью облекать в слове свои замыслы.

Выгодский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с умственной речью. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Сюжетно – ролевые игры в развитии умственно – отсталых детей имеют огромное коррекционное значение. В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития осознанного поведения, именно с игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций. Система обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре, рассматривается как особая форма взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающая не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных интересов, эмоционально – волевой сферы, навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Важно помнить, что обучение игре всегда должно строиться на основе глубокого знания и учета индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребенка.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Учебно-методическое пособие «Права ребенка» Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан демократического, правового государства. Среди функций, которые.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольника
Опубликовано: 7 января 2014 в 23:00
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...