Папки-передвижки

Технология «Вхождения в картину» как средство развития связной речи старших дошкольников

Юлия Школьная
Технология «Вхождения в картину» как средство развития связной речи старших дошкольников

Новикова Ольга Андреевна, воспитатель первой квалификационной категории

Школьная Юлия Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

БДОУ г. Омска «Детский сад № 366 общеразвивающего вида»

Технология «Вхождения в картину» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Публикация «Технология „Вхождения в картину“ как средство развития связной речи старших дошкольников» размещена в разделах

Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста в настоящее время отмечается многими педагогами и исследователями. В возрасте 6-7 лет у детей проявляется разный уровень развития речи. Главной задачей развития речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эту задачу можно решить с помощью различных видов речевой деятельности, знакомства с театральной деятельностью и художественной литературой, пересказа небольших произведений, составления описательных рассказов о предметах, сочинения рассказов по картине. (5)

Рассказ по картине для дошкольников достаточно сложное задание, но достаточно информативное с точки зрения уровня развития речи ребенка. Чем богаче и образнее речь у старших дошкольников, тем выше уровень ее развития. На это указывали учёные, такие как А. Г. Арушанова, Л. Н. Смолякова,Л. С. Выготский. Дети младшего и среднего возраста могут описывать небольшие по сюжету картины, опираясь на вопросы воспитателя. Дети старшего и подготовительного к школе возраста самостоятельно описывают картины, используя прилагательные и сложные предложения, что составляет определенную трудность. Помочь в этом могут современные технологии, методы и приёмы. Для полноты восприятия используются разные технологии рассматривания картин. (1)

Цель – создать условия для развития у старших дошкольников творческого подхода к рассматриванию картин и их описанию. Задачи:

1. Вовлечь дошкольников в познание мира через изобразительное искусство.

2. Развивать память, мышление, речь, умение анализировать и делать выводы.

3. Формировать умение последовательно описывать изображение на картине, расширять свой словарный запас, использовать в речи сложные предложения, прилагательные.

4. Вызвать у детей интерес к составлению творческих рассказов по картинам, учить понимать их смысл.

Технология «Вхождения в картину» направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников, формированию внимания, наблюдательности. Сюжет строится так, чтобы помочь детям мотивационно включиться в работу в качестве участника, проходящих в нём событий. Технология «Вхождения в картину» описана в комплекте «Предшкола нового поколения» – это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий, цель которых - подготовка ребенка к школе. Использование предложенных Н. А. Чураковой «Предшкола нового поколения» инструментов (зоркое око, рамка, фишки, стрелочки-указатели) позволяет ребёнку освоить пространство картины.

Существуют правила «Вхождения в картину», обозначенные авторами:

1. Заходить в картину надо не там, где вздумается, а там, где нам подсказывает художник! Часто это тропинка, солнечная полянка, веточка дерева. Если ничего этого нет, то надо искать другое место, и каждый раз надо думать и рассуждать (например войти в картину Шишкина «Утро в сосновом бору» можно слева в нижнем углу; на картине Саврасова «Грачи прилетели» у детей возникает много версий, слева сбоку,начиная рассматривать картину с дома, церкви,либо слева нижнего угла, либо внизу посередине, либо справа нижнего угла, либо справа посередине, где расположен забор и избушка, на картине Попова «Первый снег» вход будет в левом нижнем угу)

2. Ходить внутри картины можно не там, где вздумается, а там, где разрешает художник! Надо включать наблюдательность, чтобы не нарушать покой, гармонию, которая есть на картине. Попав внутрь картины, мы начинаем рассматривать её и рассуждать. Рассматривать начинаем с более крупных объектов, постепенно переходя на мелкие. Если все объекты мелкие, то рассматривать начинаем с тех, которые несут главную нагрузку, т. е самые значимые. Рассматривать нам помогают инструменты. Например, на картине Игоря Попова «Первый снег», после входа в картину, мы начинаем рассматривать её с более крупных деталей, которые несут основную нагрузку- это девочки. Мы берём в руки волшебную рамку и накладываем на изображение девочек на картине. Что мы видим? Девочки водят хоровод и радуются. По каким признакам мы поняли, что девочки водят хоровод? Под их ногами следы в виде круга. Как мы узнаем какое время года? Начинаем рассматривать одежду девочек,они одеты не в тёплую одежду, значит на улице не так уж и холодно. Значит на улице не зима, а поздняя осень. Кто ещё радуется с девочками? С помощью зоркого ока, начинаем рассматривать собаку. Детям предлагается найти доказательство, что снег ещё идёт, с помощью зоркого ока, дети выделяют на картине снег, который кружится в воздухе.

3. Чтобы выйти из картины, нужно разгадать её секрет (замысел). Замыслом картины «Первый снег» является радость детей первому снегу(4)

Картины для рассматривания с сюжетной линией описаны в комплекте, могут быть использованы и другие картины, подобранные педагогом. При подборе картины необходимо учитывать количество изображённых предметов. В работе с детьми, использовали картину омского художника Сергея Корытова «Светит и греет» Войти в картину можно с трёх мест : слева посередине, справа посередине либо в нижнем правом углу. Какое время года изображено на картине? По каким признакам мы узнаём, что осень? С помощью волшебной рамки мы выделяем деревья, на которых оранжевые и жёлтые листья, лужи, значит недавно прошёл дождь! Находим доказательство того, что на картине изображён полдень (солнце освещает поляну).Что изображено на заднем плане картины? На заднем плане картины изображён смешанный лес, находим доказательство. Чтобы выйти из картины надо разгадать её секрет,т. е. замысел. Лес готовится к зиме, но солнце ещё греет и освещает его.

Рассматривая картину, ребёнок рассуждает, выражает свои эмоции, таким образом проявляет речевую активность. Детям очень нравится эта технология т. к. она позволяет проявлять фантазию, выражать свои мысли, проявлять наблюдательность, высказывать своё личное отношение к тому или иному объекту. Побывав в картине, дети могут высказывать своё отношение к работе художника, что понравилось, что удивило, чего бы они добавили, что изменили бы, какие эмоции вызывает у них картина. (2)

Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развивать мыслительные и творческие способности детей, углублять знания об окружающем мире, развивать знания творить. (6)

Выполнение этих задач возможно через ознакомление с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на разум и чувства ребёнка, развивая эмоциональность и восприимчивость. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия. Поощряется умение слушать сверстников, высказывать оценочные суждения, повышается успешность ребёнка в коллективе. (3)

Источники:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. / - М. : Просвещение, 2009. - С. 40.

2. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами [текст] // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.

3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание[текст]. 1998. № 2. - с. 18-21

4. Комплект методического пособия «Предшкола нового поколения» пол редакцией Н. А. Чуракова

5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [текст] / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

6. .Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное вос

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Вхождения в картину» как средство развития связной речи старших дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 15:44
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД