МААМ-картинки

НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»

Татьяна Бокунова
НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»

Цель: научить детей выполнять работу в технике граттаж.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с новыми возможностями художественных техник, научить технике штриха. Закрепить первоначальные элементарные представления о планетах солнечной системы.

Развивающая:

• развивать творческие способности и познавательную активность;

• способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нетрадиционные приемы рисования;

• развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;

Публикация «НОД для детей старшей группы „Цветной граттаж, Планеты солнечной системы“» размещена в разделах

• способствовать творческому отображению окружающего мира;

Воспитательная:

• воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству;

воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.

Предварительная работа.

Наблюдение за звездным небом.

Чтение книг: “О звездах и планетах” Р. Андонина, “Малышам о звездах и планетах” Е. Левитан, “О чем рассказал телескоп” П. Клушанцев.

3аучивание стихов о планетах.

Настольно-печатные игры “Земля и солнечная система”, “Космическое путешествие”

Оборудование:

Для детей: листы бумаги формата А4, черная гуашь с шампунем, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой, акварельные краски, кусочки свечи, заострённые деревянные палочки.

Для педагога: презентация «Парад планет», наглядные пособия «Планеты», репродукции картин на тему «Космос»,образцы работ в технике граттаж, краски, кисти, бумага, кусочки свечи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в космическом пространстве. Посмотрите на экран и приготовьтесь внимательно слушать. А начнем мы свое путешествие со звезды, но не простой, а самой близкой к Земле. Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце).

Показ презентации «Парад планет».

-Солнце - это громадный шар из раскаленных газов, который излучает очень много тепла. Солнце не одиноко. У него есть дети и внуки. Дети - планеты, а внуки - спутники планет. Вся огромная семья Солнца называется Солнечная система. В семье Солнца всегда порядок. Все планеты кружатся по своим орбитам вокруг Солнца. И первая планета. (Меркурий).

Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы

И жизни на нем.

Громадное Солнце

Палит без помех.

Явились бы люди -

Сожгло бы их всех!

-Почему Меркурий называют планетой жары и холода? (Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь) Какого он цвета (коричневого)

-Мы приближаемся к следующей планете. Это. (Венера – показ на мониторе).

А я, друзья мои,

Закутанная дама -

Красавица Венера,

Капризна и упряма.

Чудовищной жарою

Встречаю смельчаков,

И брызжу серной кислотой

Из плотных облаков.

-Почему Венеру называют утренней звездой? (Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром).Какого цвета Венера (голубого, серебристого)

Земля- показ на мониторе:

И только милая Земля

Во всем пригодна для жилья.

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем теплом шарике

По имени Земля.

-Почему Землю сравнивают с воздушным шариком? (Земля имеет форму шара). Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло).Ребята, а каким цветом можно изобразить Землю? (голубым и зеленым)

А это что за планета?

Марс – показ на мониторе:

Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека.

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой.

-Чем схожи условия на планете Марс и Земля? (Есть кислород, зима и лето).Каким цветом можно изобразить Марс? (красным)

Юпитер – показ на мониторе:

Юпитер огромен,

Он всех перерос

И вертится,

Словно ужаленный пес.

Захочешь на нем “приземлиться” -

Там не на что

Даже садиться!

-А почему на Юпитер нельзя приземлиться? (Юпитер состоит из густого газа). Каким цветом можно изобразить Юпитер? (серым, голубым)Правильно, цвет газа.

Сатурн – показ на мониторе:

Сатурн непременно

Узнаешь в лицо:

Его окружает большое кольцо.

-Мы продолжаем наше путешествие и следующая планета - Уран.

Уран:

Уран – голубая планета

Метановой дымкой одета.

Она при вращенье

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

-За Ураном следует. (Нептун – показ на мониторе).

Нептун:

Последний из этих

Гигантских шаров -

Нептун в синей шубе

Своих облаков.

Весь плотно в прозрачные

Льдины одет.

Сквозь лед в глубину

Пробирается свет.

-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.

Мы достигли самой дальней планеты (Плутон – показ на мониторе).

Плутон:

Плутон невелик,

Он поменьше Луны.

От Солнца вдали, И от нашей Земли.

Тело планеты -

И камень и лед,

А солнышко еле

Туда достает.

-Ребята, а сколько всего планет в Солнечной системе? (9).

-Что общего у всех планет? (Все планеты имеют форму шара; движутся по орбитам вокруг Солнца).

А теперь ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять

В космос мы летим опять

Отрываюсь от земли

Долетаю до луны

На орбите повисим

И опять домой спешим Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед-назад

Ходьба на месте

2. Основна часть

-Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте сегодня их нарисуем в необычной технике - граттаж.

Сейчас я вас познакомлю с этой необычной техникой рисования с помощью свечки.

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье». Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. На картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.

Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж.

- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.

Итак, прежде чем перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.

Мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбрав его положение: вертикально или горизонтально.

Акварелью закрашиваем всю поверхность листа, в разном порядке сочетая и выставляя цвета, образую яркие пятна. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении.

-После того как мы закрасили акварелью весь лист бумаги, даем ей просохнуть и натираем свечой начиная с верхнего левого угла, сверху вниз не делая пробелов, иначе краска просочится в эту трещинку. Затем мы берем черную гуашь, разведенную шампунем, широкой кистью наносим на поверхность слой гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически не макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа для граттажа будет готова.

Мы с вами сделаем работу в 2 этапа: сегодня мы подготовим листы для наших картин, а в следующий раз будем рисовать саму картину. В конце мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

(Второй этап работы – процарапывание)

-Так с чего же мы начинаем рисовать? (Ребята отвечают)

- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений, нашей планеты и все, что ее окружает (звезды, кометы, спутники итд). Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать, а какие – то не до конца, чтобы показать шероховатость планеты или ее горную поверхность. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

Практическая работа

Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться, выбранная вами планета, звезды – все это будут лишь цветовые пятна и только на этапе процарапывания вы покажете форму планет, звезд – все что вы задумали.

Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.

Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы. (Прохожу по рядам, контролирую)

3. Заключительная часть

Подведение итогов Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким светлым цветам, работа получается наиболее контрастная.

(Вывешиваем работы детей на доске)

]Рефлексия

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Что такое граттаж?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы» «Земля планета Солнечной системы» (4 класс, О. Т. Поглазова) Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО «Познавательное развитие» по теме «Планеты Солнечной системы» Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы. Задачи: Обучающие: - Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Рисование в технике «граттаж» на тему «Космос» Цель: уточнить представления детей о космосе и космических объектах, познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,.

Конспект ООД в подготовительной группе «Планеты солнечной системы» Конспект ООД «Планеты солнечной системы» в подготовительной группе. Цель: развитие представления о космическом пространстве через познавательно.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Планеты солнечной.

Конспект занятия для детей средней группы с использованием ИКТ «Путешествие по Солнечной системе» ЗАДАЧИ: 1. Дать детям представление о строении Солнечной системы. 2. Формировать интерес к изучению космоса. 3. Закреплять навыки прямого и.

Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж»Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж» Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж» Воспитатель: Суфьянова З. Э. Цель мастер-класса: познакомить коллег с техникой нетрадиционного.

Презентация к конспекту занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Презентация к конспекту по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Цель: закрепление знаний о Солнечной.

Конспект занятия «Строение Солнечной системы» Тема: Строение солнечной системы. Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении.

Технологическая карта проектирования учебной ситуации по окружающему миру в 4 классе «Планеты Солнечной системы» Технологическая карта проектирования учебной ситуации Автор Кузнецова Екатерина Предмет Окружающий мир Класс 4 Тема Планеты Солнечной системы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:15
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД