МААМ-картинки

Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса

Любовь Зайцева
Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса

Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса

В течении двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

Я считаю проектный метод инновационным в практике детского сада. Обучаясь в педагогическом университете, я пришла к выводу о необходимости применения современных методов в работе с детьми.

Цель моей работы – развитие свободной творческой личности ребёнка.

Публикация «Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса» размещена в разделах

Я поставила перед собой задачу – обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Инновация — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Поэтому я, стараюсь отдавать все силы для того, чтобы совершенствовать свои методы работы с детьми, применять новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствовать приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

В процессе ознакомления с новыми формами методической работы с детьми, я стала применять проектный метод.

Проектирование, как творческий вид деятельности, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

При выборе инновационных подходов к построению педагогического процесса я стремлюсь повысить свою квалификацию и завоевать доверие родителей. Перед собой поставила задачу - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т. к. это способствует повышению качества моего воспитательно-образовательного процесса.

Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Я начала работу по совершенствованию с глубокого всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, своих профессиональных и творческих возможностей. В процессе анализа наработанного опыта я заметила определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитанника.

Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми получалось не сразу. Мне была необходима помощь при собственном творческом раскрытии.

Инновационная деятельность реализуется мною через групповые тематические проекты, которые направлены на мою работу с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Программа включает в себя художественное и эстетическое развитие детей, физкультурно-оздоровительные занятия, экспериментально–исследовательскую и социальную работу.

Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта.

В практике моей работы были реализованы следующие проекты:

- «Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково – исследовательского проекта».

- Познавательная игровая программа «Как мы спасали Витаминку».

- Тематическая беседа с детьми среднего и старшего дошкольного

Возраста посвящённая дню космонавтики «Дорога в космос».

Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс позволяет мне найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.

Содержание.

Актуальность….

1. Применение в работе всех типов детской проектной деятельности….

2. Ознакомление с психологическим аспектом организации взаимодействия детей через проектную деятельность…

3. Перспективный план работы по познавательному развитию детей старшей группы….

4. Мониторинг освоения образовательной программы с детьми старшего возраста.

5. Заключение.

6. Приложение.

Актуальность.

Поддержка детской познавательной инициативы тема весьма актуальная по целому ряду причин. Во – первых, ребёнок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности ребёнка проявляется в том, что он вносит в своё социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других детей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во – вторых, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальность мышления. В – третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития детей также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать у детей с детства. Даже несмотря на то, что на пути его становления существуют определённые трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой дети должны действовать по определённым правилам. Инициатива же всегда предполагает выход за определённые традицией рамки. Ребёнок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определённая культура, имеющая свою историю. Но как культурно – адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры.

Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца или нормы. Дети могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост ребёнка, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Также при этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. Существенно изменяются межличностные отношения детей, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать своё отношение между детьми и родителями.

1. Применение в работе всех типов детской проектной деятельности.

В своей работе я отображаю все три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную. Каждый из этих видов обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

В моей работе исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родители, друзья) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности я использую ряд этапов.

1этап. Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап. Ребёнок оформляет проект. Присутствует, конечно, и моя помощь, но организатором проекта является он сам. Моя задача заключается в том, чтобы наблюдать за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

3 этап. Защита проекта. Ребёнок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п.

4 этап. Я организовала выставку проектов и внесла различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в проектах детей.

Проекты не только обогащают ребят знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Так, например, на основе проекта «Дорога в космос» после проведения тематической беседы и просмотра презентационного материала про космос, была организована игра в космос. В одной части группы «находился» изученный космос, в другой – неизвестные планеты. Один из углов комнаты превратился в научный центр, где размещались карты, макеты и рисунки звёздного неба. Дети из подручных материалов самостоятельно изготовили различные атрибуты игры: накидки из ткани стали скафандрами, скрученные листы бумаги – телескопами, коробочки и баночки – оборудованием для полёта в далёкие галактики

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, ребята начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

В ходе творческой проектной деятельности мы создавали новые творческие продукты, так как в основном творческий проект осуществляется коллективно. Каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Сделать порой это было очень нелегко, потому что дети пытаются отстаивать свою позицию.

1 этап: Проводилась подготовительная работа.

2 этап: Определялись мотивы участи детей в предстоящей деятельности.

3 этап: Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Каждому ребёнку предлагалось рассказать о том, как можно поздравить детский сад.

4 этап: Дети зарисовывают свои идеи на бумаге. После чего обдумывают, что необходимо для её реализации.

5 этап: Дети демонстрируют свои работы друг другу, рассказывая о своих рисунках, отвечая на мои вопросы и вопросы сверстников.

6 этап: На этом этапе мы информируем родителей. Вывешиваем на стенд идею проекта (рисунок) и его название.

7 этап: Вместе с детьми мы организуем работу по реализации общего замысла. Для этого детей я делю на рабочие группы. Например, одна подгруппа детей выкладывает из природного материала композиции, другая при помощи клея фиксирует или одна подгруппа детей делает тесто, другая – лепит валентинки и т. д.

8 этап: Я представляю полученные продукты с помощью стенгазет в родительском уголке.

9 этап: Осуществляется презентацией продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка. Поэтому я стараюсь поддерживать такой проект. Дети получают позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимают, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

В нормативной проектной деятельности выделяются следующие этапы.

1 этап: Я выделяю такие ситуации, которые, во – первых достаточно часто повторяются, а во – вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

2 этап: Вместе с детьми мы обсуждаем варианты их поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

3 этап: Затем дети отображают на бумаге нежелательные последствия неприемлемого поведения. Такие рисунки позволяют сформировать у детей отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане.

4 этап: Я прошу детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, которые могут произойти в данной ситуации. В результате беседы у детей создаётся обобщённое эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

5 этап: После рассказов детей я предлагаю им подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.

6 этап: Создание книги правил.

Фиксация таких правил существенно снизила конфликтность между детьми в группе. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.

2. Ознакомление с психологическим аспектом организации взаимодействия детей через проектную деятельность.

Одна из моих главных задач при организации проектной деятельности заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу.

Организация проектной деятельности детей предполагает не только опору на развитие познавательных способностей дошкольников, которые мы строим на наглядных образных средствах, но и перевод анализируемых ситуаций в речевой план. Важно иметь в виду, что образное отражение и речевой план репрезентации могут влиять друг на друга вплоть до доминирования одного над другим.

Также хочется отметить, как уже известно, что ребёнок не рождается с готовой психикой, а приобретает её главные черты, осваивая культурные формы психической деятельности. Это общее положение оказывается методологически принципиальным не только для понимания особенностей психического развития дошкольников, но и для организации проектной деятельности детей. Организуя проектную деятельность, я постоянно задаюсь вопросом, какую сторону психической деятельности ребёнка я развиваю в процессе своего взаимодействия с ним. Только в этом случае проектная деятельность окажется эффективной формой детского развития.

Теперь коснёмся мыслительной деятельности детей. Проектная деятельность как фора творческой деятельности детей, предполагающая построение образа будущего результата. Выделяем четыре плана: наглядно – действенный, образный, понятийный и речевой. Организовывая проектную деятельность, я нахожу их взаимосвязь, и отчётливо представляю, как он будет опираться на них в ходе проектной деятельности детей.

В развитии воображения детей проектная деятельность предполагает формулировку и реализацию замысла. Процесс воображения подчиняется всем тем закономерностям, которые характеризуют развитие познавательные способности детей.

4. Мониторинг освоения образовательной программы с детьми старшего возраста.

Диагностика готовности детей к школе за 2011 -2012 учебный год

Названия образовательных областей Высокий уровень

(количество детей) Средний уровень

(количество детей) Низкий уровень

(количество детей)

Здоровье 90% (9) 10% (1) _

Физическая культура 80% (8) 20% (2) _

Социализация 60% (6) 40%(4) _

Труд 90%(9) 10%(1) _

Безопасность 80%(8) 20%(2) _

Познание 80%(8) 20%(2) _

Коммуникация 70%(7) 30%(3) _

Чтение художественной литературы 70%(7) 30%(3) _

Художественное творчество 80%(8) 20%(2) _

Музыка 80%(8) 20%(2) _

Публикации по теме:

Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Е. В. Гроздева.

Календарное тематическое планирование воспитательного образовательного процесса в средней группе. Тема недели «Зимние чудеса» 12.12.16 Понедельник Тема: «Зимние чудеса» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Модель организации образовательного процесса в ДОО Целостный образовательный процесс в ДО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный.

Модель организации образовательного процесса в ДОО МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО 1. Образовательный процесс дошкольного образования Целостный образовательный процесс.

Обобщение опыта «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности» Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. Поэтому необходимо с детства учиться самостоятельно.

Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса в старшей группе за 2015–2016 учебный год Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса в старшей группе за 2015-2016 учебный год Состав группы: Всего человек: 18 Возраст.

План-схема организации образовательного процесса на неделю (с 24.10.16 по 28.10.16) Тема недели. «Я в мире человек» Цель : Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знакомство.

Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки»Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки» "В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень По полям и нивам. Добрая волшебница Все переиначила, Ярко желтым цветом Землю разукрасила".

Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате на основе изучения и сохранения национальной культуры.

Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу!» Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу! (Презентация). Подготовка к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 17:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД