Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Извержение вулкана»

Людмила Загузина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Извержение вулкана»

Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений о вулканах.

Задачи:

1. Образовательная:

- познакомить детей с природным явлением - вулканом, внутренним его строением, причиной его извержения, используя знакомые способы добывания информации

-совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.

- способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.

2. Развивающая:

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи ребёнка – дошкольника в сюжетно-ролевой игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании.

- развивать аккуратность;

3. Воспитательная:

- воспитывать любознательность;

- закладывать основы экологической культуры личности.

Материал: картинки с изображением вулканов, книги-энциклопедии, бейджики с символическими изображениями способов исследования взрослым и детям, карточки с заданиями, видеофильм, компьютер (Интернет-ресурс, мультимедиа, халаты, макет вулкана, пластилин, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка.

Ход занятия:

1. Выбор темы исследования

Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».

Мы рады приветствовать вас, ребята, в научно-экспериментальном центре «Почемучка»!

- Приветствие – дарим друг другу улыбку.

Ребята, как вы думаете, что это за такая лаборатория? Что здесь изучают? Что же у нас спряталось за этой ширмой?

(На мольберте появляются фото вулканов)

-Верно, мы сегодня с вами будем исследовать вулканы. А что вы знаете о вулканах? Кто их узучает?

Давайте послушаем Варю, что она может нам рассказать.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

-Так ли это на самом деле как думали раньше люди? А вы хотите узнать о вулканах больше?

Сегодня мы с вами будем играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Вулканы».

-Кто такие ученые?

Ученые – это умные люди, которые нередко принимают участие в различных научных конференциях, где не только рассуждают на разные темы, но и доказывают собственные предположения или догадки, проводят эксперименты, затем выставляют на народное обсуждение.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем рассуждать, доказывать, экспериментировать?

Для проведения этой игры вам необходимо стать научными сотрудниками-исследователями.

2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования.

- Где и как можно найти информацию о вулканах?

Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм)

- Уточним: что нам надо узнать:

• Что такое вулканы?

• Из чего состоят вулканы?

• Какие бывают вулканы?

• Что происходит при извержении вулкана? Чем это опасно?

- Поскольку вопросов для исследования много, предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию по своему вопросу. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое сообщение, его называют «доклад», которое вы сможете рассказать другим людям (родителям, друзьям, гостям).

- Какие методы исследования будем использовать? (книги, взрослый человек, видеофильм, компьютер – Интернет)

- Подумайте, каким способом можно объединиться в пары? Для вас приготовлены белые халаты и бейджики разных цветов, выбирайте себе пару по цвету бейджика. Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь. Найдите

Каждая пара получает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.

1-я пара идет искать информацию с помощью видеофильма.

2-я пара идет искать информацию с помощью взрослого – гостя, который поможет ответить вам на вопросы

3-я пара идет искать информацию с помощью книг-энциклопедий.

- Что нужно уметь человеку, чтобы найти информацию в книге? (читать) Кто из вас сможет прочитать и найти ответ на вопросы? Мы попросим нашего гостя вам помочь.

4-я пара идет искать информацию с помощью компьютера.

5-я пара остается с воспитателем, рассматривает изображение вулканов в книге и изготовляет макет вулкана, проводит опыт.

3. Сбор информации

1 пара детей вместе с другим воспитателем смотрят видеофильм.

2 пара обращается за помощью к гостю.

3-я пара вместе с другими воспитателями-гостями изучают содержание книг-энциклопедий

4 пара детей вместе со старшим воспитателем подходит к компьютеру. Взрослый объясняет и показывает, как с помощью Интернета можно найти нужную информацию. Главное правило Интернета – правильно сформулировать вопрос. Взрослый спрашивает у детей, какой вопрос их интересует, набирает его в строке поиска: «Что такое вулкан. Информацию, найденную в Интернете взрослый зачитывает детям.

5-я пара детей вместе с воспитателем создают макет вулкана для проведения опыта.

4. Обобщение полученных данных.

Дети, изучив информацию по своему вопросу в разных источниках, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом для построения единого доклада.

Проводится опыт «Извержение вулкана»

Для проведения этого опыта нам потребовалось: пищевая сода, столовый уксус, немного моющей жидкости, красная краска. В вулкан мы засыпали соду и влили уксус, что привело к реакции.

5. Презентация доклада.

Среди детей определяется докладчик (по желанию детей или выбору воспитателя). Выбранный ребенок с помощью видеопрезентации рассказывает про вулканы гостям. По окончании доклада присутствующим взрослым предлагается задать вопросы исследовательской группе.

6. Итог занятия.

- Что нового вы узнали?

- Как узнали? С помощью чего?

- Какие трудности испытывали?

- Как справились с трудностями?

- Кому расскажите о том, что вы узнали?

7. Побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.

- Я принесла энциклопедии, которые вы можете рассмотреть и узнать, что-нибудь еще интересного о вулканах.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «Какая бывает зима?» Тема: Какая бывает зима? Цель: развитие интереса детей к природным явлениям Задачи: Образовательные: - систематизировать на основе имеющихся.

План-конспект совместной деятельности воспитателя и детей в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Дельфины»План-конспект совместной деятельности воспитателя и детей в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Дельфины» Цель:расширить знания и представления детей о дельфинах. Задачи: Образовательные: -познакомить детей с основными техниками рисования.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Извержение вулкана»
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 13:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей...
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» Мищенко Юлия...
Тематическая папка — лэпбук «Правила дорожного движения»
Тематическая папка - лэпбук «Правила дорожного движения» Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной...
Лэпбук «Мир, труд, май»
Доброго всем! Как и обещала вчера, выкладываю лэпбук. Но мы с Оксаной Корнеевой посоветовались и решили, что она сама про Челябинск опубликует. Это будет...
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию ( рисование) в подготовительной группе «Русская матрёшка»...
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности Под веселую музыку в спортивный зал входят команды детей. Вед: Везде и всюду правила. Их надо...